Подготовка мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном с началом нового 2024 года стала одним из ключевых вопросов кавказской повестки дня. При этом лидеры двух стран по-прежнему по-разному оценивают перспективы мира. Баку ратует за «камерный» характер договоренностей, в которых не будет каких-либо международных гарантов, а Ереван, напротив, настаивает на активном внешнем вовлечении в подготовку и реализацию мирного проекта. Об этом в соцсетях написал российский политолог Сергей Маркедонов.
«Становится очевидным, что некий текст, многократно передаваемый сторонами друг другу, не может сам по себе стать фундаментом для прочного мира в регионе. Без согласования деталей и нюансов любой договор так и останется набором благих пожеланий. Важнейшим сюжетом в данном контексте является демаркация и делимитация межгосударственной границы. Встреча профильной комиссии по этому вопросу назначена на конец января. Предполагается, что во время нее стороны смогут согласовать документы, касающиеся точного определения пограничных рубежей. За две недели до новогодних торжеств правительство Армении согласовало регламент переговоров по делимитации границы с Азербайджаном. Впрочем, еще предстоит уточнить место и время январской встречи.
Но даже если переговоры состоятся, трудно ожидать от них прорывов. Многие комментаторы обращают внимание на недавнюю встречу президента Ильхама Алиева с представителями азербайджанских СМИ. Глава Азербайджана снова обозначил тему Зангезурского коридора, которая вызывает, мягко говоря, настороженность Еревана. В этом проекте многие видят (в особенности оппоненты Пашиняна) риск утраты суверенитета уже собственно Армении вслед за потерей Нагорного Карабаха. Реакция на инвективы Алиева была предсказуемой. Пашинян назвал их «серьезным ударом по мирному процессу».
В итоге складывается парадоксальная ситуация. Стороны постоянно говорят о мире, о необходимости подписать соглашения в максимально приемлемые сроки. Но при столкновении с реальными проблемами, возникают разночтения, трактуемые затем то ли как затягивание времени, то ли как шантаж, то ли как саботаж мирного процесса», – написал эксперт.