Идеологическое противостояние (на масс-медийном поле в том числе) является обязательной составляющей взаимоотношений между двумя странами, стоящими на пороге войны. Это факт. Равно как и фактом является то, что в дни Карабахской войны армянская сторона не только на поле битвы сдала значительную часть территорий, которую контролировала, но еще и уступила все свои позиции на пропагандистском фронте.
А ведь в отличие от реальных боевых действий, которые в итоге были остановлены после сдачи Шуши, идеологическая война продолжается. И на этом масс-медийном фронте армянская сторона продолжает терпеть поражение за поражением. И речь идет не только о мировых информационных и аналитических площадках, но и просто об общественных контактах.
Почему же в какой-то момент получилось так, что армянская сторона, которая на всем протяжении карабахского конфликта (начало - 1988 год) была на этой платформе, как говорится, "хозяином положения", вот так трагически опростоволосилась в дни войны? И почему такая ситуация продолжается даже сейчас?
Когда президент Турции Тейип Раджип Эрдоган во время своего недавнего выступления говорит о том, что в карабахской войне на Азербайджан напала Армения, то в мире склонны верить ему. А еще мировое сообщество поверит тому, что Азербайджан уже передал армянской стороне всех военнопленных, хотя в азербайджанском плену остаются порядка 200 армян.
Поверят во все это потому, что официальный Ереван не отвечает на откровенную ложь, которая звучит с трибуны 7-го съезда партии Эрдогана. Поверят потому, что в вопросе армянских военнопленных наши власти не проводят серьезной работы на мировых информационных масс-медийных площадках.
Поверит во все это еще и потому, что Армения в последние три года почти не занималась (и сейчас не занимается) продвижением армянских интересов и разоблачением фейков/дезинформации потенциального противника в информационном пространстве. А ведь еще недавно, несколько лет назад, мы в этом плане могли дать фору любому противнику.
Так почему-же на пропагандистско-идеологическом фронте складывается именно такая ситуация? Ответ на этот вопрос есть у Ара Сагателяна, который еще до революции возглавлял ГНКО "Центр общественных связей и информации" при аппарате президента Армении.
Это та самая государственная контора, которая на протяжении десяти лет лоббировала армянские интересы, разоблачала фейки и дезинформации азербайджанской стороны в мировом инфопространстве.
"Новые власти попросту разрушили механизм ГНКО, как структуру. Поставили руководство и тех, кто был занят подготовкой новых кадров, в безвыходное положение - нам всем пришлось уйти. Правда, перспективные, умные, отлично подготовленные молодые кадры остались. Однако когда некомпетентное руководство меняет, если можно так сказать, "инструктирование", то можно получить исключительно нулевой результат. Так, собственно, и случилось. Причем я бы добавил - дело было не только в некомпетентности нового руководства ГНКО, но и в том, что целенаправленно менялись цели работы государственной некоммерческой организации. Было сказано конкретно - Турцией и Азербайджаном отныне не занимаемся…", - сказал Sputnik Армения Сагателян.
По его словам, задачей номер один для них стало представлять обществу в розовых тонах работу правительства страны. "Непонятно, правда, как можно представлять "в розовых тонах" то, чего нет вообще?" - отметил Сагателян.
Тем самым была нарушена логика ведения, скажем так, идеологически-политической войны. Именно эта логика диктует - если ты даже еще не воюешь на масс-медийном поле, то хотя бы копишь свой арсенал, который потом обязательно понадобится.
Вот и получилось так, что все эти три года мы не наращивали свой арсенал, не расширяли, скажем так, ареал влияния на информационно-аналитическом плацдарме. В итоге подошли к настоящим военным действиям, уже сдав практически все позиции, которые ранее были завоеваны.
"На этом плацдарме все было бы не так трагично, если бы хотя бы в дни военных действий правительство не проявило себя с худшей стороны. Если бы приняли услуги бывших, опытных профессионалов, которые были готовы во имя страны вернуться и в качестве рядовых занять свои места в "идеологических и пропагандистских окопах". Однако этого не случилось. В итоге, на этом масс-медийном фронте полегли "смертью храбрых" и наши молодые, талантливые "воины", - говорит Сагателян.
Он вспоминает, что во время апрельской эскалации 2016 года руководство страны поручило ГНКО "Центр общественных связей и информации" разработать жесткие инструкции на случай, если военные действия продлятся больше недели.
Пакет документов тогда же был нами разработан. В них подробно было описано, как нам следует действовать, с какими государственными структурами и зарубежными лоббистскими организациями связываться, содействовать, сотрудничать. Все это было игнорировано нынешним руководством, отметил бывший глава ГНКО.
В итоге имеем то, что имеем. А именно - жесткое поражение на идеологическом и пропагандистском плацдармах. И этот процесс, к сожалению, продолжается и сейчас, после окончания военных действий на карабахских фронтах.