Вояж руководителя внешнеполитического ведомства Ирана Мохаммада Джавада Зарифа (сначала в Анкару, затем – в Москву) свидетельствует о том, что на Ближнем Востоке все возвращается на круги своя. Региональных проблем накопилось "под завязку". Главным игрокам придется вновь возвращаться на поле политических баталий, несмотря на усталость из-за многомесячной борьбы с коронавирусом.
Европейцы и не думают сопротивляться американцам
Точек соприкосновения интересов Москвы, Тегерана и Анкары более чем достаточно не только в региональном, но и в глобальном аспекте. На первый взгляд может показаться, что главное направление сотрудничества этих трех столиц – сирийский вопрос. Но астанинский формат (переговорный процесс по Сирии – ред.) – это всего лишь один из векторов, на котором Россия, Иран и примкнувшая к ним Турция пытаются нащупать точки соприкосновения.
Понятно, что Зариф довольно подробно обсуждал сирийскую проблематику с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу в Анкаре, а потом уже с главой МИД России Сергеем Лавровым в Москве. Однако на фоне проблем, с которыми сталкивается сегодня Иран на международной политической арене, сирийский Идлиб и окопавшиеся там боевики отходят далеко на задний план.
На первый план выступает жесткое противостояние Тегерана с Вашингтоном, которое реально влияет на социально-экономическую ситуацию в Иране. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе сейчас важнее не только для страны, но и для всего региона. Позиция американцев изначально была прозрачна и понятна: даже в период президентства Барака Обамы Вашингтон делал все возможное, лишь бы не выполнять обязательств, возложенных на него "ядерной сделкой".
Нынешний президент США Дональд Трамп заявил, что соглашение следует пересмотреть, а потом и вовсе в одностороннем порядке вышел из сделки. Но тут США вдруг "вспомнили", что истекает срок иранского оружейного эмбарго.
Необходимо отдать должное иранской стороне. Будучи в Москве, Зариф особо подчеркнул роль Москвы в том, что СВПД не развалилось и все еще действует, несмотря на всяческие усилия Соединенных Штатов и их европейских сателлитов. Кстати, по поводу европейцев Зариф выступил достаточно жестко, сказав, что те ни о каком сопротивлении диктату американцев даже не думают.
И тем ценнее та нагрузка, которая выпала на плечи России в этом вопросе.
"Я бы хотел поблагодарить вас лично за ваши усилия, за ваши письма генеральному секретарю ООН, а также за усилия нашего друга (Сергея Рябкова, замглавы МИД России – ред.) и российских представителей в Вене и в Нью-Йорке, чтобы удостовериться, что неблагоприятная ситуация, спланированная США, и трудности в сотрудничестве оставшихся участников СВПД не приведут к полному провалу", - сказал Зариф на встрече с российским коллегой в Москве.
Анкару ждут "жаркие деньки"
В Москве достаточно подробно обсуждалась сирийская тема. Такой же разговор был и в Анкаре, ведь вышли все сроки выполнения обязательств по Идлибу, которые в свое время взяла на себя Турция, воз, как говорится, и ныне там. Засевшие в этой сирийской провинции террористические группировки до сих пор продолжают периодически обстреливать населенные пункты, до которых способны дотянуться.
Уже понятно, что Анкара не справляется со своими обязанностями, и ей, видимо, следует помочь. "Помогать" будет, конечно же, правительственная армия, подчиняющаяся избранному президенту Сирии Башару Асаду. Уже известно, что к этому участку стягиваются новые армейские подразделения, и вопрос на следующем астанинском саммите, скорее всего, будет поставлен ребром.
Не исключено, что именно по этой причине совместная встреча министров иностранных дел и обороны России и Турции отложена на неопределенное время: никаких точек соприкосновения по идлибской проблематике, скорее всего, нащупать пока не удается. Эксперты и дипломаты рангом пониже продолжают работать, однако уже ясно, что здесь, как говорится, нашла турецкая коса на сирийский камень.
Идлиб освобождать от террористических группировок в любом случае придется. В крайнем случае, это будет сделано силой оружия. Россия с помощью своих ВКС, конечно же, прикроет наземную операцию сирийских подразделений.
Можно не сомневаться, что Турцию, которая одновременно воюет на нескольких фронтах, ждут тяжелые дни. Хотя нельзя забывать, что у этой страны одна из самых мощных армий НАТО (во всяком случае, именно так принято считать), и груз одновременных военных действий против курдских формирований на севере Ирака и против войск Хафтара в Ливии, равно как и поддержку террористов в Идлибе турки должны потянуть. Но тут есть одно "но". Продвижение турок возможно, если Россия и Иран покинут сирийский фронт, если американцы перестанут прикрывать курдов в северных районах Ирака и Сирии, и если международное сообщество забудет о Ливии. Так что "горячие деньки" наступят, в первую очередь, даже не для турецкой армии, а для внешнеполитического ведомства, которым руководит Чавушоглу.
Эрдоган "таскает каштаны из огня" для заокеанского союзника
Дискуссия на политических подмостках на региональные темы может обернуться серьезной проблемой для Анкары. Ведь поведение Эрдогана, который пытается договориться и с Трампом, и с президентом России Владимиром Путиным по проблемам региона (там вам и Сирия, и Ливия), особой симпатии вызвать не может.
Манипулировать внутренним общественным мнением можно до бесконечности, рассказывая о том, насколько хороший разговор состоялся с "другом Трампом" и что он собирается рассказать "дорогому другу Путину". Однако эти заявления могут произвести впечатление лишь на внутреннюю аудиторию. Москву, Тегеран, Вашингтон, да и европейские столицы этим не обмануть.
Понятно, что Эрдоган откровенно вертится, как уж на сковородке. Привычка турецкого лидера подставлять своих союзников, с которыми изначально договаривается об одном, а потом делает все наоборот, может привести его к плачевному результату.
С Россией и Ираном Анкара пытается говорить с позиций интересов бандформирований, которые засели в Идлибе. В переговорах с европейцами Эрдоган и вовсе использует откровенный шантаж, угрожая выпустить всех беженцев, вновь начавших кочевать через Ближний Восток и Северную Африку в сторону "благополучной" Европы.
Выходит, что Турция сейчас таскает из огня каштаны отнюдь не для себя, а для США, ведь самим американцам на фоне предстоящих выборов и "афроамериканского апокалипсиса" не до терок на Ближнем Востоке. Но и пускать на самотек ситуацию в регионе Вашингтону не хочется. Вот и подвернулась Турция, которая, исходя из своих геополитических интересов, все время подпитывает напряженность на Ближнем Востоке.
Турция не понимает, что международное сообщество не будет закрывать глаза на ее выкрутасы. И то, что Россия с Ираном подписывают декларацию о повышении роли международного права, ударит, прежде всего, по интересам Турции на Средиземноморье (тут вам и Ливия, и Кипр, и греческие острова).
Все это ведет к выпадению Анкары из числа гарантов астанинского формата переговоров по Сирии.