Те, кто внимательным образом следит за процессом урегулирования Карабахского конфликта, наверняка для себя отметили, что подходы азербайджанской стороны претерпели изменения в сторону ужесточения позиций. Фактически, в своем меморандуме в адрес участников Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Братиславе, текст которого был опубликован в Twitter азербайджанского посольства в Австрии, Словакии и Словении, Азербайджан пытается вернуться в даже не в предвоенные реалии конфликта, а в ситуацию, сложившуюся в самое удачное для него время войны – в реалии лета-осени 1992 года, когда в лапах агрессора находилось более половины территории Арцаха и он слушать не желал ни о каком урегулировании вообще, будучи уверенным в скором решении вопроса в характерном для турок стиле — полном уничтожении и изгнании автохтонного армянского населения из своих очагов. Здесь вам и «полный и безоговорочный вывод армянских вооруженных сил», и «возвращение насильственно перемещенного азербайджанского населения», и «определение статуса Нагорно-Карабахского региона в составе Азербайджана в соответствии с азербайджанской Конституцией и законодательством». При этом официальный Баку делает упор на то, что «не видит политического решения конфликта вне очерченных выше рамок».
Как видим, закавтурки уже определили для себя статус Арцаха — «в составе Азербайджана». Да и возвращению в свои дома мирных жителей армянских сел Шаумянского, частично Мартакерского и Мартунинского районов, а также Геташенского подрайона (не говоря уже об остальных территориях Северного Арцаха) в наполеоновских планах официального Баку нет места. Ну, чем не возврат в реалии выше упомянутого мною периода войны? У стороннего читателя после ознакомления с этими планами может легко сложиться впечатление, что Азербайджан не потерпел сокрушительного поражения в войне, а наоборот, победил, и сейчас диктует проигравшим свою волю победителя.
Если же отстраниться от многолетней имитации урегулирования и называть вещи своими именами, то всем, включая посредников, давно понятно, что в сегодняшних реалиях мирное разрешение конфликта попросту невозможно. И виноват в этом Азербайджан, доведший градус ненависти к армянам до реалий нацистской Германии второй половины 1930-ых годов. О каком мирном пути решения конфликта может идти речь, когда среднестатический азербайджанец, напичканный арменофобией и реваншистской пропагандой по самую макушку, ничего, кроме ненависти, к армянам не испытывает. О каких успешных переговорах можно мечтать с человеком, засылающим к нам убийц, выкупающим их из европейских застенков, награждающим и экзальтирующим их и изо дня в день озвучивающим претензии на Ереван, Севан, Сюник и другие регионы Армении? О каком диалоге можно говорить, когда в соседнем гособразовании толпа почитает за героев всевозможных рамильсафаровых, эльнурфарзалиевых и прочих убийц и мясников, даже не скрывающих своих деяний, за которые место им — скамья военного трибунала, суд и смертная казнь или, в лучшем случае, пожизненное заключение.
Разве посредникам и всем, вовлеченным в процесс урегулирования, непонятно, что арцахцы не могут и никогда не будут жить в составе гособразования, отсеивающего на границах иностранных граждан по подозрению в наличии армянской крови. Гособразования, которое только за годы игры в «урегулирование» успело самым наглым образом на глазах у всего мира уничтожить все следы армянского присутствия — десятки тысяч объектов армянской культуры в Нахиджеване и других исторических регионах Армении, в которых армяне были истреблены или насильственно депортированы. Гособразования, допускающего подобную максималистско-реваншистскую риторику накануне ответственных встреч. Более того, именно в эти дни показательно инициировавшего начало судебного фарса над талышским лидером Фахраддином Абасзодой — словно наглядное пособие к тому, что ожидает армян, окажись они вновь в составе фашистского образования на Каспии.
Так что любому должно быть понятно, что посреднические усилия в настоящее время необходимо приложить отнюдь не на то, чтобы заставить арцахцев добровольно вернуться в концентрационный лагерь под названием «Азербайджан». Усилия стоило бы направить на тотальную дефашизацию данного гособразования и его больного арменофобией общества, начиная с глубоких стариков, заканчивая детьми детсадовского возраста. Дефашизацию, без которой никакое урегулирование невозможно в принципе.
Так что же, Карабахский конфликт решения не имеет?
Отвечу так: к глубокому сожалению, мирного решения в настоящее время он точно не имеет. И это бесспорный факт. Особенно так, чтобы удовлетворить одновременно народы трех государств, как мечтает новоявленный гений дипломатии. Более того, подобного решения конфликт не предполагает и в обозримом будущем — по причинам, указанным мною выше.
Тем не менее, у конфликта все-таки есть решение — военное. Каким его видит Азербайджан, мы знаем. Это тотальное истребление и изгнание автохтонного армянского населения по примеру Гардманка, Северного Арцаха, Баку и других районов бывшей АзССР. Понятно, что подобное решение Азербайджану не по силам. Для столь масштабного злодеяния, помимо военных, экономических, демографических и прочих ресурсов, требуется еще и соответствующий политический катаклизм эпохального масштаба, наподобие развала Российской империи или крушения Советского Союза.
Однако военный путь решения проблемы имеется и у армянской стороны. Причем в нашем случае он вполне реализуем. Это — кардинальное изменение геополитической ситуации в регионе. При этом для достижения данной цели нам необходима всего одна четко разработанная и молниеносно проведенная наступательная операция на подконтрольной врагу армянской территории.
Оборонительная стратегия, которой мы фактически придерживаемся все послевоенное время, означает лишь то, что враг, зализав раны, будет приходить к нам снова и снова. Стратегия, правильность которой доказана не словами, а опытом Арцахской войны и предыдущих славных побед армянского оружия — то есть самой жизнью — это простой и эффективный способ ответа на вызовы и достижения результата.
Если взглянуть на карту, то мы увидим, что начиная от Евлаха до самой границы с Грузией по всему правобережью Куры есть масса участков, вполне подходящих для проведения наступательной операции. А о том, что подобная операция вполне возможна и осуществима, доказывают недавние успехи в Тавуше бойцов 3-го армейского корпуса под командованием Григория Хачатурова, приведшие к взятию под прицел стратегической автомагистрали, ведущей из Азербайджана в Грузию.
Не стоит забывать, что на нашей стороне и фактор менталитета. С началом военной операции жители россыпи азербайджанских сел густонаселенной Карабахской равнины, Гандзакского региона или восточной части Тавуша, моментально и привычно побросав свои юрты, кибитки и времянки, дадут оттуда дёру, передавая нарастающие волны паники своей аскерне, как это наблюдали и описывали во время Апрельской войны 2016 года посетившие приграничный Тертер журналисты российского информационного портала LifeNews. За что практически мгновенно лишились аккредитации и были высланы из страны. Как говаривали предки, «если турок обратился в бегство, его уже не остановить».
Операция по взятию под свой контроль правобережья Куры, включая транспортные коммуникации и трубопроводы, не только навсегда снимет угрозу вторжения, диверсий и гибели наших военнослужащих и гражданских лиц. Она создаст принципиально иную геополитическую ситуацию в нашем регионе, откроет многочисленные экономические перспективы и послужит делу выживаемости и процветания армянского народа.
Мне могут возразить, что, дескать, мир уже не тот. Что он не допустит подобного развития событий. Да полноте! Мир за последний век нисколько не изменился. Скорее наоборот, стал еще более циничным и лживым. И право сильного рулит в нем повсеместно. Никто не ринулся спасать для курдов Африн. Никто не реагирует на нынешнюю турецкую агрессию. Да и освобождение Алеппо и других сирийских территорий от «революционных» исламистов Западный мир, вопивший вначале на все лады, сегодня уже не вспоминает. И уже совершенно очевидно, что добейся Азербайджан успеха в затеянном в апреле 2016-го блицкриге, этот самый мир проглотил бы данный факт, даже не поморщившись. Как в свое время проглотил уничтожение Сербской Краины в Хорватии, геноцид езидов и все те же бесчисленные турецкие выходки.
В таком положении вещей кроется положительный момент и для нас. Вне сомнений, и наши превентивные удары и последующая военная операция на правобережье Куры тоже будут проглочены мировым сообществом. Оно повякает, конечно, какое-то время — больше ради приличия. Разумеется, закавтурки исполнят обязательный в подобных случаях мугам об очередной «оккупации». Их анатолийские собратья традиционно вспомнят всуе о международном праве. Соберется очередной консилиум «озабоченных миротворцев». ВВС и The Guardian направят в Баку десант, который возьмет пару-тройку интервью у кого-нибудь из нового миллиона быстроногих беженцев.
А потом все стихнет. Потому что весь интерес Запада сходится не на международном праве, демократии, правах человека и прочих материях, придуманных для лохов из Третьего мира, а на нефти и газе, за которые они маму родную продадут. Более того, будучи прирожденным барыгой, Ильхам Алиев сам прибежит к нам полюбовно решать вопросы животворящих мазутов.
Помнится, в свое время Тер-Петросян тоже носился со своим международным правом, как курица с яйцом, мешая нашим азатамартикам, убеждая их, что Шуши ни в коем случае освобождать нельзя, поскольку это, дескать, противоречит международному праву и настроит против нас международное сообщество. Которое привыкло видеть армянина исключительно в роли страдальца с разбитой скрипочкой или грустного сторожа при кладбище жертв Геноцида. Того самого Геноцида, признанием которого Запад спекулирует уже второй век. А азатамартики в Арцахе в это же самое время вбивали турку в башку другое право. Наше, армянское. И, кстати, очень душевно и чудесно получалось...
Но ни Западу, ни России в данном случае беспокоится не о чем. Никуда их любимые углеводороды не денутся, и очень быстро потекут снова. Только теперь обязательно принося доход и армянскому народу, который в свое время строил и вкладывался в бакинскую нефтяную инфраструктуру, а потом был предан своими союзниками и ограблен самым наглым образом.
Мы все понимаем, что война рано или поздно вновь постучится в наши двери. Азербайджан, привыкший к тому, что мы лишь защищаемся, будет выжидать, выискивая удобный момент для того, чтобы вновь напасть. Или же будет выклянчивать желаемое за столом переговоров. Но в будущей войне изначально преимуществом будет обладать тот, кто нанесет удар первым. Повод инициировать освободительную операцию Азербайджан нам обязательно предоставит. И не единожды. Как сделал это в апреле 2016-го, чем мы, остановив агрессию, затем воспользоваться не смогли. Но стоит помнить, что армянскому воину не впервой ликвидировать чуждые для нашего Нагорья формы жизни. Главное, чтобы ему не мешали в этом наши бесславные политики…