Такое уж это место, Ближний Восток, постоянно пылающий, с редкими и короткими периодами относительного спокойствия. Здесь постоянно сталкиваются интересы не только региональных игроков, крупных и не очень, но и мировых держав, в том числе и тех, кто раздувает пожары в собственных интересах.
Здешние крупные организации террористов – прямое или косвенное порождение ряда западных стран и еще некоторых, вроде Саудовской Аравии или Турции. Спонсоры и создатели, правда, не учатся даже на граблях, ведь любая террористическая банда, набрав определенный вес и завладев достаточным арсеналом оружия, выходит из подчинения "родителей".
Нет нужды анализировать причины появления таких организаций, как "Аль-Каида", "Джебхат ан-Нусра", ИГИЛ (организации, запрещенные в России и ряде стран) и десятков мелких террористических команд — ответвлений больших, или самостоятельных банд. Достаточно ясно, что прикрывающиеся "истинным" исламом, а на деле никакого отношения к исламу не имеющие, бандиты в первую очередь расправляются с христианами.
Мусульман ведь можно заставить присягнуть на верность "правильному исламу" террористов и уничтожить, если вдруг откажутся. Христиан же нужно уничтожать везде и беспрекословно, в назидание тем, у кого хватило духу не согнуться. Те, кто уцелел, в массовом порядке покинули регион, десятки тысяч человек за эти годы сожжены, обезглавлены, расстреляны. Там, где идут религиозные чистки, осуществляется преследование по этническому признаку, под сурдинку, и наоборот.
Арабист Саркис Григорян сказал для Sputnik Армения, что, конечно, положение христиан хуже в терзаемых террористами и войнами странах, и лучше в тех, которым удается сохранить внутриполитическую стабильность.
"Незавидное положение у христианских общин Ирака, Сирии, в какой-то мере даже Ливана. В то же время в Иране, например, мирно сосуществуют все представленные религии – руководство страны делает упор на то, что все ее граждане – иранцы, не пытаясь их делить по религиозному, конфессиональному или национальному признаку", - сказал Григорян.
Эксперт отмечает, что с нормализацией ситуации, например, в Египте, преследования христиан прекратились – для этой страны, в периоды внутреннего спокойствия, это вообще не характерно. Тем не менее, следует учесть, сколько христиан разных национальностей, в том числе и армян, покинули в смутные времена тот же Египет или Сирию.
А ведь арабист Армен Петросян давно, еще лет семь назад, говорил о том, что Армениядолжна приложить все усилия, чтобы армянская диаспора в Сирии сохранилась в качестве самостоятельного фактора. Сегодня в этом направлении кое-что делается, но надо учесть, что далеко не все армяне, покинувшие Сирию из-за навязанной извне войны, пожелают вернуться в страну.
Вот и получается, что христианство на Ближнем Востоке стоит на грани уничтожения. А в мировом масштабе именно сегодня, в XXI веке, подвергаются гонениям больше, чем любая другая религиозная группа в мире.
Скажете – преувеличение? Ничуть, и не только майская серия терактов в Шри Ланке тому доказательство. Кстати, странно, но факт – большинство западных СМИ (и политиков тоже), из тех стран, что по инерции все еще считаются столпами христианского мира, как-то умудрились ловко обойти то очевидное обстоятельство, что взрывы в Шри Ланке прогремели в христианских церквях и в отелях, где останавливаются в подавляющем большинстве туристы-христиане. Политкорректными хотят быть, скорее всего.
Доказательством печальному факту служит доклад, появившийся несколько месяцев назад, весной, по поручению консерватора, министра иностранных дел Великобритании Джереми Ханта. Работу курировал епископ Филип Маунтстивен, и исследовательская группа пришла к неутешительным выводам.
Вот какие невероятные, на первый взгляд, цифры приводятся в докладе Маунтстивена за 2018 год: 80% случаев религиозной дискриминации в мире происходят по отношению к христианам, угрозам или реальному насилию подергаются около 250 миллионов христиан в полусотне стран мира. По сравнению с 2017-ым количество гонимых христиан увеличилось на 30 миллионов. Ошарашивающая статистика – сто лет назад 20% населения Ближнего Востока и Средней Азии были христианами, сегодня этот показатель с трудом дотягивает до 4%.
При этом авторы доклада отмечают, что, против ожиданий, в таких странах, как Кувейт, Бахрейн, Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ или Катар положение христианских общин, пусть они и небольшие, вполне приемлемое: от них требуется подчиняться законам государства и не пытаться обращать в христианство мусульман.
Но не одним Ближним Востоком исчерпывается планета. В Азии ситуация сложилась тоже критическая: в Пакистане, в той же Шри Ланке, в Бангладеш и даже в Индии. К фактору мусульманского экстремизма здесь примешиваются и националистические мотивы: христиане зачастую воспринимаются, как чуждая группа, несущая опасность для традиционного общественного уклада.
В Африке положение не лучше, и не только на севере континента, где прошлись торнадо инспирированных Западом "цветных" революций, и не только в перенаселенной Нигерии, где вообще мало кто понимает, что происходит. Даже в тех африканских странах, где христианское население составляет большинство, сплошь и рядом происходят гонения на христиан, за исключением Эфиопии и, не удивляйтесь, Центральноафриканской Республики. А в таких государствах, как Мавритания, Судан или Эритрея существуют законодательные ограничения возможностей исповедовать христианскую религию.
Кто-то готов видеть в этом расплату за преступления крестоносцев многовековой давности – мол, бумеранг, запущенный тогда, вернулся сегодня. Но больше похоже на то, что западные страны либо боятся прослыть "исламофобами", либо, в ряде случаев, сами организуют христианские гонения ради сиюминутных политических интересов.
Ведь Башар Варда, архиепископ Эрбильский Халдейской католической церкви, будучи недавно в Британии, прямо обратился к западным политикам и обществу.
"Неужели вы будете и далее мириться с этим нескончаемым, злоумышленным и хорошо организованным преследованием ваших единоверцев? Когда на нас обрушится следующая волна насилий и убийств, выступит ли кто-то с ваших университетских и церковных кафедр с протестами, пойдут ли демонстрации возмущенных граждан с лозунгами "Мы все христиане?", - задал архиепископ риторический вопрос.
Вряд ли выступят, и вряд ли пойдут на демонстрации. В современном мире есть заметная тенденция к тому, чтобы наделять одну часть общества большими правами, чем остальные.
И не только религиозных вопросов это касается: сегодня, например, сексуальные меньшинства сплошь и рядом пользуются правами много большими, чем традиционно ориентированное большинство. Прошу прощения, конечно, за то, что упомянул их рядом с последователями христианской веры и в этом контексте.