Два решения европейских стран — признание Италией массовых убийств армян в 1915 году геноцидом и указ президента Франции Эммануэля Макрона об объявлении 24 апреля Днем памяти жертв Геноцида армян, а также резонансное выступление французского парламентария Сони Крими на 99-ом семинаре Rose-Roth Парламентской ассамблеи НАТО и совместного заседания Средиземноморской ближневосточной специальной группы в турецкой Анталье, вызвали предсказуемо истеричную реакцию среди высокопоставленных турецких негационистов.
Так, по поводу решения парламента Италии МИД Турции выступил с заявлением, в котором, в частности, говорилось: «Решение итальянской палаты представителей от 10 апреля 2019 года является очередным примером использования претензий Армении в качестве инструмента для продвижения внутренних политических интересов». По мнению турецкого внешнеполитического ведомства, предложение итальянских парламентариев «четко раскрывает политический характер утверждений, которые не соответствуют историческим фактам».
В свою очередь глава турецкого парламента Мустафа Шентоп обвинил президента Франции в том, что его решение противоречит Европейскому суду по правам человека и решениям Французского конституционного суда и ограничивает свободу слова граждан Франции. Выступление Шентопа в части обвинений в сторону Франции возмутило руководителя французской делегации на семинаре, парламентария тунисского происхождения Соню Крими, которая заявила, что шокирована словами председателя меджлиса Турции.
Тем временем аналогичной оценки Шентопа удостоилось и решение, принятое парламентом Италии: «Итальянская палата представителей попыталась принять решение о преступлении, которое конкретно определено в международном праве как геноцид, действуя вместо международных судов и закона. Мы хотели бы напомнить Италии о ее роли во Второй мировой войне».
Свое недовольство по поводу решения президента Франции выразил в телефонной беседе со своей французской коллегой Флоренс Парли министр обороны Турции Хулуси Акар.
Стоит отметить, что, в отличие от наших правительственных и околоправительственных «миротворцев», турецкие оппозиционеры в вопросе отрицания Геноцида армян проявляют поразительное единодушие с тамошними властями. Так, глава оппозиционной Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу оставил в своем Twitter запись следующего содержания: «То, что президент Франции Макрон объявил 24 апреля днем памяти жертв геноцида армян, недопустимо. Решение проблем между Турцией и Арменией возможно путем прямого диалога между ними, а не посредством наглого вмешательства третьих сторон».
Но особенно яростно гневную реакцию всю последнюю неделю проявляет министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Возможно, главу турецкого внешнеполитического ведомства столь сильно штормит из-за того, что он вынужден реагировать на решения европейских стран, так сказать, по долгу службы. Так вот там же, на семинаре НАТО, он обвинил Францию в предвзятом отношении к другим странам. Повторив обвинения Шентопа о противоречии указа Макрона решениям ЕСПЧ и французского конституционного суда, Чавушоглу назвал Францию «последней страной, которая может читать Турции лекции по геноциду и истории», упрекнув Французскую республику в организации кровавых событий в Руанде и Алжире, после чего французская делегация во главе с Соней Крими в знак протеста покинула зал. «Мы видим, как вы проявляете уважение и насколько вы вежливы. Вам не нравится слышать правду, но мы продолжим ее говорить. Вы привыкнете», — прокричал вслед французским парламентариям разозленный Чавушоглу.
В кулуарах, после столь вопиющего поведения Чавушоглу, Соня Крими отметила, что она отнюдь не бежала от турок, и что французская делегация и она лично покинули зал вовсе не из-за того, что им нечего ответить турецким должностным лицам.
«Те, кто знакомы со мной, знают, что я никогда не бегу. Если министр хочет встретиться и поговорить лицом к лицу, я здесь, — сказала она, добавив, что слова Чавушоглу напомнили ей мошеннические аргументы радикальных исламистов. — История не может писаться по вашему хотению. Увидимся 24 апреля в День памяти жертв Геноцида армян».
Позднее, комментируя в прямом эфире турецкой службы Euronews свой уход, Соня Крими рассказала о том, что после инцидента в Анталье в ее адрес поступило множество писем с прямыми угрозами. Обращаясь к инциденту на семинаре НАТО, Крими отметила:
«Турция является последней страной, которая может давать Франции уроки демократии. Знаю, что наша демократия не идеальна, но, во всяком случае, во французских тюрьмах нет журналистов».
Но не на шутку разошедшегося Чавушоглу уже, что называется, было не остановить. 15 апреля, выступая на мероприятии в Университете Сельчука в провинции Конья, он, ничтоже сумняшеся, заявил о том, что в истории Турции… не было ни актов геноцида, ни политики колониализма.
«Мы гордимся своей историей, потому что в нашей истории никогда не было геноцидов. И никакого колониализма в нашей истории тоже не было».
По словам Чавушоглу, Турция никогда не будет брать уроки истории у тех, кто сам забыл собственную историю, зато, не колеблясь, преподаст урок тем, кто осмеливается ставить под сомнение историю Турции.
Продолжая свое выступление в Конье, Чавушоглу отметил, что Турция сегодня сталкивается с многочисленными угрозами и вызовами. «Поэтому мы должны подготовить к ним нашу страну. Мы должны прекрасно учиться и рассказывать миру о нашем прошлом и нашей истории. Это сделает ясным и наше будущее».
Что ж, можно лишь посочувствовать Соне Крими, впервые столкнувшейся с агрессивной реакцией турецких отрицателей Геноцида, в какой-то мере заставшей ее врасплох. Иначе принципиальная женщина обязательно задала бы Чавушоглу простой вопрос: «И алжирцы, и руандийцы, о которых вы говорите, на месте, живут в своих селах и городах на своей родине, ходят в свои мечети и церкви, растят детей. А вот куда делись армяне Вана, Муша, Харберда, Мараша и сотен других городов и сел своей тысячелетней родины?».