12 марта премьер-министр РА Никол Пашинян и президент Республики Арцах Бако Саакян провели в Степанакерте совместное заседание Совета безопасности, где выступили с речами. Пашинян, несмотря на более раннее заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ, еще раз подчеркнул тезис о вовлечении Арцаха в переговорный процесс, отметив, что это не прихоть или предварительное условие, а простая констатация того, что участие Арцаха в процессе урегулирования имеет ключевое значение.
Следующим важным вопросом, к которому обратился Пашинян, было следующее: принимает ли правительство Армении 3 принципа и 6 элементов, предложенных сопредседателями Минской группы ОБСЕ в качестве основы для переговорного процесса? Он подчеркнул, что наиболее важной целью предстоящего переговорного процесса должно быть «прояснение основных понятий – 3 принципа и 6 элементов».
Фактически официальный Ереван заявил, что будет вести переговоры в рамках трех принципов и шести элементов, но они нуждаются в разъяснении. Министры иностранных дел Армении и Азербайджана уже успели провести несколько многочасовых встреч. Только ли сейчас у армянской стороны возникла необходимость в выяснении, или потребность в этом возникла после в результате нескольких встреч азербайджанской стороной?
Кроме того, почему официальный Ереван заговорил об этом вслух? Чтобы показать, что новые подходы, возникшие в ходе проводимых до этого переговоров, пока не приемлемы для армянской стороны? В таком случае, почему армянской стороне не удалось нейтрализовать появление нежелательных подходов?
Что касается следующего замечания Пашиняна, что необходимо готовить народы к миру, и его заявления, что «подготовка к миру азербайджанского общества должна происходить не только с участием Азербайджана, но и с участием властей Армении», а также высказанная готовность продолжать диалог не только с президентом Азербайджана, но и с азербайджанским народом, то оно скорее обращено исключительно к международному сообществу, поскольку мы никогда не слышали мыслей со стороны Азербайджана о готовности к урегулированию, приемлемому также и для армянской стороны, и уступок со стороны Азербайджана.
Более того, можно сказать, что после известных внутриполитических событий в Армении в апреле прошлого года, формирования новых властей, официальный Баку стал более самоуверенным и занял более бескомпромиссную позицию, по-видимому, вызванную мягкими заявлениями армянской стороны и отсутствию публичных высказываний о Венских и Санкт-Петербургских договоренностях.
Примечательна следующая часть выступления Бако Саакяна на совместном заседании Советов безопасности Армении и Азербайджана в Степанакерте: «Думаю, вы все согласитесь с тем, что приоритетом для нашей родины было, есть и остается международное признание независимости Арцаха». Примечательно, что официальный Ереван в последние месяцы не говорил о международном признании Арцаха, и сейчас напоминание об этом сейчас вроде осталось «на плечах» Арцаха, что неправильно, потому что официальный Ереван не только должен время от времени говорить об этом, но и действовать.
Так, армянские стороны зафиксировали в Степанакерте, что они привержены исключительно мирному урегулированию конфликта под эгидой Минской группы ОБСЕ на основе основополагающих принципов международного права, в частности осуществления права народов на самоопределение. Следует отметить, что в какой-то миг сложилось впечатление, что армянская сторона предпочитает проводить встречи с Алиевым без согласия посредников. В рамках совместного заседания было также подчеркнуто, что безопасность и статус Арцаха в рамках урегулирования проблемы Нагорного Карабаха были и остаются для армянской стороны абсолютными приоритетами. Кроме того, официальное заявление гласило: «Было подчеркнута важность формирования атмосферы мира, содействие созданию механизмов снижения рисков и предотвращения инцидентов, а также мер по укреплению доверия, как это было зафиксировано в Душанбе, а до этого в рамках саммитов в Вене и Санкт-Петербурге».
Армянская сторона, таким образом, возвращается к прежней политике акцентирования принципов карабахского урегулирования, вроде осознавая, что такие позиции в процессе урегулирования более сильны, чем позиция, имевшая место прошлой весной после смены власти. Заявления, укрепляющие позиции армянской стороны, вероятно, хорошо осознаются и в Баку. Кстати, за последнюю неделю увеличилось число нарушений режима прекращения огня на линии соприкосновения. В период 9-16 марта противник нарушил режим прекращения огня на линии соприкосновения Арцаха и Азербайджана около 250 раз, в направлении армянских позиций из различных видов оружия было произведено более 3000 выстрелов, сообщило министерство обороны НКР. Помимо этих нарушений, 13 марта противник в восточном направлении (Акна) линии соприкосновения применил 60-мм минометы, выпустив 9 снарядов. С апреля 2016 года азербайджанская сторона произвела обстрел из миномета впервые.