То, что в Армении стала насущной проблема обуздания роста преступности, в пятницу было признано и на заседании правительства.
"Сегодня мы оказались в ситуации, когда амнистированные вновь задерживаются за совершение того же преступления. Я считаю, что в этой области нивелирования не должно быть", - сказал премьер-министр Никол Пашинян.
Он добавил, что, по его мнению, вместо амнистии лучше применить институт досрочного освобождения, во избежание возможных негативных последствий.
Рост преступности, причем существенный, отмечен по большинству видов преступлений, особенно пошли в гору показатели случаев воровства, грабежа и мошенничества. Сейчас заявляют, что в любой стране любая амнистия приводит к всплеску преступности. И это, говорят, нормальное явление (насколько это можно считать нормальным).
Что ж, условное и досрочное освобождение – мера, конечно, более осмысленная, эффективная для общества, позволяющая точечную, личную, адресную работу с осужденным. Это, в конечном итоге, намного снижает количество рецидивов, да и общая статистика преступлений остается в приличных рамках.
Парламентские фракции "Процветающая Армения" и "Просвещенная Армения" представили соответствующие предложения: до вступления приговора в законную силу срок содержания под стражей считать как наказание, применимое во время заключения под стражу – один день за полтора. Министр юстиции Артак Зейналян отметил, что правительство не имеет принципиальных возражений, даже само разработало такой же авторский проект, но пока считает его принятие нецелесообразным.
Ноябрьская амнистия была объявлена, согласно официальной формулировке, к 2800-летию Еревана и столетнему юбилею провозглашения Первой республики. И тогда, и сейчас насущным остается вопрос – так ли она, амнистия, была необходима?
То, что амнистия официально приурочена сразу к двум юбилеям – это не объяснение и тем более не довод в ее пользу: далеко не всякий юбилей отмечается такой мерой. Неофициальные же мотивы вполне понятны.
Все просто: амнистия была очередной популистской акцией, которых мы насмотрелись за последние 10 месяцев достаточно. Правительство набрало очки среди определенного сегмента общества, да еще накануне внеочередных парламентских выборов – тогда ведь мало кто мог подумать, что половина избирателей просто проигнорирует их. Приди эта половина на участки – неизвестно, каким был бы итоговый расклад.
И теперь позволено будет спросить: неужели эти несколько сотен, пусть тысяч, дополнительных голосов стоили такого всплеска преступлений, который обеспокоил уже правительство? Почему нельзя было в минувшем ноябре, когда решалось – объявлять амнистию или нет, подойти к делу так же взвешенно, как сейчас?
Впрочем, все эти вопросы суть риторические.
Теперь будут долгие обсуждения замены амнистии досрочным освобождением. Рискну предположить, что в итоге понятие амнистии не будет ликвидировано, а просто применение ее заморозят. То есть теоретически ее в нужный момент можно будет снова извлечь на свет божий.
А нужный момент, вполне возможно, настанет накануне следующих парламентских выборов – кто может сейчас поручиться за сроки, в которые они состоятся и за расклад политических сил на тот грядущий момент.