Профессионально говорить о достоинствах той или иной мелодии, предлагаемой в качестве государственного гимна, могут, разумеется, специалисты – музыканты, композиторы.
Все остальные озвучивают собственные предпочтения, сходясь или расходясь в чем-то. Невооруженным глазом заметно преобладание сторонников музыки Арама Хачатуряна – гимна бывшей Армянской ССР, впрочем, у других вариантов есть свои заступники.Вообще, вопрос о смене государственного гимна поднимается не впервые, он нет-нет, да и всплывает. Это нормально и даже оправдано в ситуации нормальной стабильности в обществе – когда нет более актуальных проблем, можно и гимном озаботиться.
Однако сегодняшнее положение в стране стабильным не назовешь, и после первого автоматического отклика по теме невольно возникает реакция: "нашли время, есть проблемы поважнее". Особенно когда, вдобавок к теме гимна, добавляется уже явно искусственно поднятый вопрос – рисовать или не рисовать крест на государственном флаге.
Когда в субботу фракция "Мой шаг" в полном составе провела закрытые обсуждения с участием Никола Пашиняна и министров, журналистов в зал не пустили, и тема обсуждений осталась тайной. Расспросы журналистов ни к чему не привели – кого-то ждало такси, другого мучили невыносимые боли в шее, так никто ничего вразумительного так и не сказал.
И очень может быть, что именно поэтому, вдруг и в очень удобный момент, появилась тема о гимне и флаге. Поскольку было очевидно, что подобная скрытность может перерасти в нездоровый интерес, а он, в свою очередь, породить разные слухи, вплоть до самых невероятных и уж точно панических, внимание нужно было отвлечь. И в определенной мере это сделать удалось.
Причем удалось в любом случае – был ли это целенаправленный вброс в нужный момент, или просто "так совпало"; во втором случае совпадение из разряда редких и крайне ценных, стоит признать. Даже Левон Тер-Петросян, которого трудно заподозрить в оппозиции нынешним властям, и тот выразил мнение, что в стране есть гораздо более насущные темы для выноса на общественное обсуждение.
А на встрече с журналистами в понедельник руководитель парламентской фракции блока "Мой шаг" Лилит Макунц, отвечая на вопрос по поводу смены гимна, сказала буквально следующее.
"Я официально заявляю, что такого вопроса в повестке просто нет".
И поскольку вряд ли можно предположить наличие большого количества настолько свободного времени у вице-спикера парламента, что он посвящает его троллингу в соцсетях, единственным объяснением возникновению этой темы остается целенаправленное его озвучивание.
Тем более что делается совершенно правильный расчет на то, что большинство людей предпочитают получать информацию из соцсетей.
Но тогда общественный интерес к теме субботнего разговора представителей власти только увеличивается – ведь это собрание не просто фракции, а фракции, имеющей подавляющее большинство в парламенте, которая может не обращать внимания на других и принимать любые решения, опираясь лишь на свои голоса.
Тут мы, уже в который раз, приходим к выводу о большой опасности отсутствия оппозиции для государства (любого). Даже если бы две другие фракции были ярыми оппозиционерами, они ни на что не смогли бы повлиять при существующем раскладе – что же говорить об имеющейся в наличии ситуации, когда оппозиция исключительно формальна.
Похоже, давешние намерения обсуждать все важные вопросы "с народом на площади" можно считать пройденным этапом. Впереди эпоха закрытых обсуждений и, быть может, немалых сюрпризов, выскакивающих из густой тени отвлекающих маневров.