Нынешний католикос не сказать, что часто выступает с инициативами, более того, порой, когда люди ждут его заявления и слова, он предпочитает отмолчаться или высказывается, когда нужда в этом уже отпала. Не станем ворошить прошлое, каждый из нас легко вспомнит такие ситуации. Впрочем, справедливости ради, тянули время и отмалчивались и бывший министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, и сам Серж Саргсян. Помните, в соцсетях их даже "в розыск" объявляли…
Но ладно. Гарегин II выступая с патриаршим посланием на Рождественской литургии в Ереване, отметил, что институт семьи играет серьезную роль в построении сильного государства, обеспечении будущего армянского народа, выполняет важную миссию в национальной и общественной жизни страны.
"На примере семьи человеку прививается любовь к ближнему, доверие и забота. Сохраним понятие благочестивой семьи, ее святость, национальные ценности", - призвал католикос.
Слова правильные, но слышанные такое количество раз, что их можно считать затертыми до дыр лозунгами наподобие советских, повторявшихся от праздника к празднику, на каждое 8 марта и в новогодние праздники. На них вряд ли кто и внимание бы обратил, не последуй довольно неожиданное (в устах Гарегина) продолжение.
Католикос выразил мнение (абсолютно справедливое, кстати), что ненависть, несправедливость и ложь ведут к тупиковым ситуациям как внутри семьи, так и внутри государства, и разрешить их бывает очень непросто.
"К тупику ведут и богоборческие процессы псевдолиберализма, которые отдаляют от Завета Божьего и расшатывают основы здорового общества и крепкой семьи", – сказал католикос.
Не правда ли, немного непривычные слова в устах немногословного в подобных обстоятельствах католикоса – особенно про "тупиковые ситуации внутри государства" и "богоборческие процессы псевдолиберализма"? Правда, до конца откровенно Гарегин так и не выразился, зачем-то употребив приведенное выше слово с совершенно ненужной словообразовательной единицей "псевдо-". Никакой это не "псевдо" — это и есть самый настоящий, неподдельный либерализм.
Потому что "либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей", сказал давным-давно Федор Достоевский. Вот и становимся мы свидетелями нападения на сущность семьи, на сущность веры и церкви, да и всего остального, самого важного для существования нации.
Однако же припекло, видать, католикоса, раз он изменил своему принципу "ничего не вижу, ничего не говорю". Да и как можно было не видеть и не ощутить прямо физически, когда именно на него изливали давеча агрессию те, кто якобы "против католикоса", а на самом деле против самого понятия Армянской Апостольской церкви, против самой ее сущности, по Федору Михайловичу?
Вот и оказалось как-то вдруг, что здравые суждения Гарегину Второму свойственны, только мы до поры до времени об этом не знали. Но неужели нужно было на собственном опыте ощутить все скромное обаяние либеральной обструкции, чтобы начать говорить? До сих пор церковь если и высказывалась на подобные темы, то как-то невнятно, уклончиво и устами представителей низших (по сравнению с католикосом) санов.
В нас (кто его видел и слышал) жива еще память о действительно великом Католикосе Вазгене I. И мы невольно равняем каждого следующего по планке, заданной Вазгеном. Наверное, это неправильно – эта планка недосягаема. Но очевидные вещи Католикос Всех армян должен все же говорить вслух, высказывая свое отношение, а значит, и позицию ААЦ.
Молчание церкви по принципиальным вопросам, когда от нее ждут однозначной позиции и четкой оценки, на руку тем, кто для церкви этой роет яму. А такие попытки еще будут неоднократно, можно не сомневаться.