Как сообщил пресс-секретарь Минобороны РА Арцрун Ованнисян, в ночь на 8 апреля азербайджанские подразделения несколько раз нарушили режим перемирия и открыли огонь в направлении армянских позиций в районе Нахиджевана. Стрельба велась в основном из стрелкового оружия. «Ответными действиями ВС РА заставили противника замолчать. МО РА призывает азербайджанские ВС воздержаться от дальнейших провокаций, предупреждая, что ни один шаг не останется без ответа», — написал Ованнисян на своей странице в Facebook.
Обычно, в случае напряженности, провокаций и инцидентов разного масштаба в Арцахе, когда задают вопрос о том, почему стратегический союзник Армении — Россия и ОДКБ не делают заявлений по поводу действий Азербайджана, звучит следующий ответ: Арцах не признан, Россия и ОДКБ не могут оказать подобную поддержку Арцаху. Какое «оправдание» мы услышим по поводу нахиджеванской провокации?
7-8 апреля президент Азербайджана подготовил новую почву для своего известного выступления на тему «взятия Еревана и Зангезура». В целом, последняя предвыборная гонка президентских выборов в Азербайджане отличилась своей военной риторикой, и, возможно, это не только пропагандистский ход, а конкретная политика с далеко идущими планами. В Баку давно уже явным образом пытаются получить у международного сообщества «карт-бланш» для начала войны. Особенно от России ожидания Азербайджана и Турции очень большие. Однако озвученные с российской стороны последние заявления дают основания полагать, что Баку попытается оказать новое давление из-за позиции России.
Ереван не опровергает информацию о новом российском кредите
На днях российское агентство Lenta.ru, ссылаясь на армянские СМИ, в статье под названием «Россия выдаст Армении беспроцентный кредит на закупку оружия» сообщило о намерении предоставить Армении очередной кредит на закупку партии вооружения у Москвы. Пресс-секретарь министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян не опроверг, но и не подтвердил данную информацию. «Мы в плане приобретения, производства наших вооружений, развития военной промышленности интенсивно работаем со всеми нашими партнерами, и в первую очередь, естественно, работаем с Российской Федерацией. И в данный момент работы такого рода очень многопрофильные. Мы ничего не исключаем, в том числе и межгосударственные кредиты, такой опыт у нас уже есть в виде кредита на 200 миллионов и отдельно на 100 миллионов долларов», — сказал пресс-секретарь минобороны РА Ованнисян в беседе с «Азатутюн». На вопрос о том, значит ли это, что то, что написали армянские и российские СМИ, близко к истине, пресс-секретарь минобороны Армении отметил: «Это не исключает общих шагов нашей сегодняшней работы и опыта недалекого прошлого». Lenta.ru, ссылаясь на армянскую прессу, указала также, что подобный шаг станет ответом России Азербайджану, который отдает предпочтение турецким, пакистанским, израильским и белорусским поставщикам вооружений, отказываясь приобретать оружие у Москвы. Отмечалось и то, что после апрельской войны в 2016 году российская сторона намерена вооружать Армению до тех пор, пока, по мнению Генштаба России, не будет достигнут полный паритет между Ереваном и Баку.
«Шероховатости, которые допускает кто-то из подчиненных»
На днях президент Азербайджана дал интервью заместителю гендиректора ТАСС Михаилу Гусману, Алиев, в частности, говоря об Арцахском конфликте, обвинил Армению в «нежелании менять статус-кво», добавив, что «позиция официального Еревана является главным препятствием на пути урегулирования карабахского конфликта». «Армения не хочет менять статус-кво. Она на словах декларирует желание вести переговоры, но на деле занимается их имитацией. И делает все для того, чтобы, как вы говорите, все шло по кругу и это был бы процесс без конца. Что не является приемлемым ни для нас, ни для мирового сообщества».
Как и следовало ожидать, Алиев вспомнил резолюции Совета Безопасности ООН, потребовал «скорейшего начала деоккупации азербайджанской территории». «Страны, которые имеют мандат на посредническую миссию, страны — сопредседатели минской группы — это Россия, Франция и США — на уровне глав государств неоднократно заявляли, что статус-кво неприемлем, должен быть изменен. Мы полностью разделяем эти позиции и считаем такие заявления очень правильными. Но мы ждем конкретных действий. Заявления, конечно, важны, но нам нужно урегулирование вопроса»,- сказал Алиев.
Далее Алиев затронул тему перевооружения азербайджанской армии. «Мы практически завершили процесс перевооружения, наша армия оснащена самым современным, высокоточным, технологичным оружием как наступательного, так и оборонительного характера. Мы закупаем вооружение у самых лучших производителей. И это вооружение позволяет нам чувствовать себя достаточно уверенно».
Алиев коснулся и отношений Россия-Азербайджан, и, можно сказать, попытался развеять слухи о непригодном российском вооружении, представить, насколько тесные у него отношения с президентом РФ. Он заверил, что личные отношения с президентом Путиным являются одним из важных факторов успешного развития наших российско-азербайджанских отношений. «Безусловно, личный контакт лидеров всегда играет важную роль в любых межгосударственных отношениях, тем более в отношениях между соседними странами, между странами, которые связывает многовековая история, наши частые встречи, контакты в двустороннем формате, многостороннем формате способствуют укреплению взаимопонимания. Как вы отметили, между нами существуют очень доверительные отношения. У нас нет закрытых тем. И если возникают какие-то вопросы, требующие нашего вмешательства, мы обязательно созваниваемся или встречаемся и регулируем какие-то шероховатости, которые допускает кто-то из подчиненных».
Как следует из слов Алиева, Азербайджан ждет конкретных действий, как от международного сообщества, так и от армянской стороны, что в будущем приобретение вооружений Азербайджаном будет более выборочным и конкретным. Интересно было узнать и то, что в российско-азербайджанских отношений «из-за подчиненных», все же, шероховатости возникают.
В интервью TRT World министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, в свою очередь, говоря о необходимых для урегулирования конфликта шагах, ситуацию на линии соприкосновения оценил как неудовлетворительную. «Мы называем это спорадическими обстрелами. Эти спорадические обстрелы могут привести к более серьезным столкновениям. Траншеи на линии соприкосновения войск очень близки друг к другу. Иногда расстояние между траншеями составляет менее 100 метров. Конечно, это создает большую опасность. Я не думаю, что возможности дипломатии исчерпаны. Но нам нужно удвоить или утроить наши усилия», — сказал он. «Мы договорились серьезно активизировать переговоры после завершения избирательных процессов в Азербайджане и Армении. В конце концов мы добьемся результата. Мы ожидаем, что будет принято справедливое решение», — добавил Мамедъяров.
Спустя месяц после апрельской войны в 2016 году в Вене, а потом в Санкт-Петербурге в ходе встреч президентов Армении и Азербайджана были достигнуты договоренности о безотлагательном создании механизма расследования нарушений режима прекращения огня, расширения возможностей команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ. На Последней встрече Саргсян-Алиев – в октябре прошлого года в Женеве президенты согласились принять меры для активизации переговорного процесса и принять дополнительные меры для снижения напряженности на линии соприкосновения. Однако ни одна из этих договоренностей так и не была выполнена. Официальный Баку предпочитает молчать об этих договоренностях, продолжая озвучивать безосновательные обвинения в адрес армянской стороны.
Ереван напоминает: Баку отказывается выполнять какую бы то ни было договоренность
Пресс-секретарь МИД РА Тигран Балаян, спустя два года после апрельской войны констатировал отсутствие прогресса в карабахском урегулировании из-за отказа азербайджанской стороны выполнять какую бы то ни было договоренность. «Проходят встреч, достигаются договоренности, однако Азербайджан делает все, чтобы они не выполнялись. Более того, Азербайджан в последнее время даже озвучивает территориальные претензии по отношению Армении. Мы неоднократно заявляли, что подобная политика опасна, в условиях отсутствия надлежащей международной реакции на территориальные претензии президента Алиева к Армении может произойти очередное обострение», — в беседе с «Азатутюн» заметил Тигран Балаян.
«Надо только положить договоренности на бумагу», — говорит Лавров
На сайте МИД РФ 8 апреля было опубликовано интервью главы ведомства Сергея Лаврова, в котором, отвечая на вопрос армянского журналиста о том, разделяет ли он мнение аналитиков, которые полагают, что Казанский саммит 2011 г. мог стать прорывным в урегулировании нагорно-карабахской проблемы и что может стать залогом успеха в решении этого вопроса в будущем, ответил: «Очередная встреча, которая была запланирована в Казани, действительно позволяла рассчитывать на серьезные позитивные результаты, поскольку в проектах документов, которые были подготовлены российской стороной при поддержке сопредседателей от США и Франции, были учтены, как нам казалось, все озабоченности Еревана и Баку в сбалансированном виде. Но в ходе самого саммита появились дополнительные вопросы и комментарии».
«Так бывает», — продолжил Лавров, подчеркнув, что из этого не делают особой трагедии, работа будет продолжаться. По словам российского министра, многое из того, что содержит т.н. «казанский документ», по-прежнему востребовано, хотя, за это время появились некоторые новые идеи, которые сопредседатели сейчас продвигают в контактах со сторонами. «Самое главное – отойти от недоверия, которое по-прежнему еще иногда проявляется в ходе переговоров, и сконцентрироваться на реалистичных, прагматичных идеях, которые имеются в достатке. Надо только положить их на бумагу, хотя концептуально стороны соглашаются с необходимостью это сделать, но когда все начинает оформляться в конкретные формулировки, как бывает и в других ситуациях, возникают сложности. Я думаю, что мы продолжим их последовательно преодолевать и добьемся результатов», — сказал Лавров, заметив, что с оптимизмом смотрит на возможность решения проблемы.