Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поставил ультиматум США. По его словам, Америке придется выбрать между отношениями с Анкарой и организацией оппозиционного проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого турецкие власти обвиняют в подготовке переворота.
«Рано или поздно Америка сделает выбор между Турцией и ФЕТО („Террористическая организация фетхуллахистов“ — „СП“). Либо организующая перевороты ФЕТО, либо демократическая Турция. США должны сделать выбор» — цитирует слова Эрдогана ТАСС
Напомним, что в ночь на 16 июля в Турции было совершена попытка госпереворота. Вскоре после этого Реджеп Тайип Эрдоган возложил ответственность за подготовку мятежа на оппозиционного проповедника Гюлена, который проживает в США, и потребовал его выдачи. По словам Эрдогана, если Турция и США действительно являются стратегическими партнерами, то нужно выполнить условия этого партнерства.
Турция уже направила в Вашингтон официальный запрос на экстрадицию Гюлена. Однако, как отметила американская сторона, для того, чтобы выдать Гюлена, Анкара должна представить не только обвинения, но и доказательства.
Действительно ли Эрдоган готов на разрыв отношений с США, в случае, если ему будет отказано в выдаче Гюлена?
— Эрдоган пережил «геополитический шок», узнав, что Запад, с которым он сотрудничал, помогал в организации мятежа против него, — отмечает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов.
— Причём мятеж, скорей всего, кончился бы физическим уничтожением президента Турции. Этим объясняются многие жёсткие высказывания Эрдогана.
Я не исключаю, что его заявление о том, что «США придётся выбирать», это не просто слова. Гюлен является тайным руководителем переворота и в Соединённых Штатах рассматривается как альтернатива Эрдогану. Однако не думаю, что Турция готова на полный разрыв с США. Эрдоган всё же будет действовать как государственный деятель, который понимает, что полный разрыв с США и Западом приведёт к тому, что таким образом «вызовет огонь» на свою страну. Выход из НАТО в данной ситуации будет чреват серьёзными экономическими проблемами. Демонстративные «заигрывания» с Россией и резкие заявления на данном этапе всё же нацелены главным образом на то, чтобы набить себе цену в глазах Вашингтона и попытаться получить дополнительные гарантии и бонусы. Предоставлять базу Инджирлик России Эрдоган тоже вряд ли будет в ближайшее время, несмотря на сделанные заявления и намёки.
«СП»: — Как вести себя России в данной ситуации?
— Надо воспользоваться ей в своих интересах. Нельзя давать себя кормить обещаниями. Если Эрдоган готов к экономическому сотрудничеству, пусть он в сжатые сроки делает конкретные предложения, подтверждённые документами и гарантиями. Пусть однозначно прекратит поддержку боевиков в Сирии. Если мы протянем какое-то время, то Запад постепенно сумеет «вернуть себе» Эрдогана и Россия не извлечёт для себя никаких выгод из этой ситуации. В 2005 году нечто подобное произошло в отношениях с Узбекистаном, который тогда отвернулся от США и декларировал «любовь и дружбу» с Россией. Мы не получили от этого никакой пользы, а Ташкент опять начал постепенно дрейфовать в сторону Запада.
«СП»: — А США смирились с тем, что Эрдогана не удалось свергнуть, возможны новые попытки переворота или просто покушения на президента Турции?
— Эрдоган, конечно, в «вашингтонском обкоме» по-прежнему воспринимается как дичь, которая ускользнула. Но прямо сейчас его не будут пытаться свергнуть или устраивать покушение. Это было бы слишком даже для американских политиков, привыкших не пренебрегать никакими мерами. Пока США сделают паузу на год-два. Всё же в Вашингтоне не могут не понимать, что Эрдоган пользуется значительной поддержкой населения. Раскачивать ситуацию будут понемногу.
— Восстановив отношения с Россией, Эрдоган нашёл хоть какую-то точку опоры, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.
— Поскольку прежде ему грозила чуть ли не международная изоляция.
Выдача Гюлена для него важна тем, что тот является связывающим звеном между американскими спецслужбами и «антиэрдогановскими» силами в Турции. Без Гюлена возможности США влиять на ситуацию в Турции будут резко ограничены. Его выдача также может стать серьёзным ударом по имиджу США, поскольку в мире это будет воспринять как слабость.
«СП»: — В случае отказа США, можно ли ждать, что Турция выйдет из НАТО?
— Объективно говоря, Анкара от членства в альянсе получала в основном одни неприятности и заботы. Даже эпизод со сбитым в Сирии российским штурмовиком показал, что НАТО не очень-то рвалось защищать Турцию. А вот использовать эту страну в своих интересах — это всегда пожалуйста. Мало того, являясь на бумаге союзниками Турции, США и НАТО фактически работает на подрыв государственной целостности этой страны, помогая курдам.
В итоге НАТО для Турции, скорей, обуза, которая удерживает её от углубления сотрудничества с Россией, Ираном, в потенциале — с Китаем, ШОС. Турцию уже 50 лет водят за нос, не берут в Евросоюз. Реальных военных угроз ни со стороны России, ни со стороны Ирана для неё нет. Поэтому теоретически они могли бы выйти хотя бы из военной организации НАТО, как это сделала Франция при генерале де Голле.
И всё же я не стал бы ждать каких-то серьёзных шагов, направленных на разрыв с НАТО и Западом от Эрдогана. Это достаточно рискованный для страны шаг, чреватый экономическими проблемами. Кроме того, имеют место стереотипы мышления.