19 марта в Азербайджане началось празднование – иранского, ставшего общевосточным, праздника Новруз. И, как уже хорошо известно, в такие дни ситуация на границе с Азербайджаном требует особой бдительности, ибо закавказские турки веками старались украсить свои праздники армянской кровью. К сожалению, прошедший четверг не стал исключением. Больше того, он стал одним из самых кровопролитных дней последних лет.
Итак, 19 марта, в 8:30, крупная разведывательно-диверсионная группа врага, состоящая примерно из 25 аскеров, атаковала боевые позиции Армии обороны Республики Арцах у села Гюлистан Шаумянского района. Завязался ожесточенный бой, в котором аскерня, пользуясь численным преимуществом, атаковала наш передовой пост с нескольких направлений. В результате интенсивной перестрелки погибли трое армянских бойцов срочной службы: Акоп Гагикович Хачатрян, Аршак Каренович Арутюнян и Эдуард Гагикович Айрапетян. Еще четверо наших солдат получили ранения различной степени тяжести.
Несмотря на потери, несущие дежурство на передовой позиции наши бойцы мужественно продолжали сдерживать наступление врага до получения подкрепления. После прибытия подкрепления азербайджанская аскерня пустилась в паническое отступление – побежав сломя голову в сторону села Гюлистан. Бегство азербайджанских аскеров привело к катастрофическим для них результатам. Во-первых, преследовавшие врага бойцы Армии обороны Республики Арцах нагнали группу из семи азербайджанских диверсантов и полностью уничтожили ее. Произошло это, кстати, у самых позиций азербайджанской стороны, практически в ныне оккупированном старинном армянском селе Гюлистан, откуда в это время не прозвучало ни одного выстрела. Это обстоятельство дает основания считать, что азербайджанские аскеры бросили свои позиции и сбежали при виде устремившихся на них армянских воинов.
Другая группа азербайджанских диверсантов вынуждена была изменить маршрут отступления и побежать по минному полю. Это привело к смерти еще нескольких аскеров, подорвавшихся на минах, установленных, кстати, азербайджанской стороной. Общее количество уничтоженных аскеров Азербайджана составило 14 человек, еще примерно 5 получили ранения. Несмотря на сокрытие Азербайджаном своих потерь, министерству обороны НКР стали известны фамилия одного из уничтоженных аскеров – Гусейнов, и имя другого – Джейхун.
Министерство обороны Арцаха также сообщила, что убегающая аскерня бросила на месте боя разного вида оружие и боеприпасы, в том числе автомат с прицелом ночного видения израильского производства и глушителем, 4 гранатомета типа “Муха”, гранаты для наступательного боя, большое количество использованных шприцев, которые, по всей вероятности, применили для обезболивающих инъекций раненым аскерам, саперное спецоборудование и так далее.
Все вышеприведенное является как бы новостным репортажем, однако события 19 марта требуют особого анализа. Так, спустя всего два часа после окончания боестолкновения у Гюлистана, президент Азербайджана выступил на празднике Новруз с речью, отдельные выдержки из которой стоит процитировать. “Я говорил и хочу еще раз сказать (армянским бойцам – Л.М.-Ш.): если не хотите умирать, не ездите в Агдам (арм. Акна), Физули (арм. Варанда), сидите у себя дома. Что касается мести, то мстить должны мы, и мы мстим. Мы мстим и будем мстить за жертв Ходжалы (арм. Иванян). Кровь наших шехидов должна и будет отмщена”. И еще одна цитата: “После этого мы, азербайджанцы, конечно же, возвратимся на все наши древние земли – и в Иреван (Ереван), и в Гейчу (Севан), и в Зангезурский махал (Сюник). Все это наши древние земли. Молодое поколение также должно знать, что наши земли – это не только земли сегодняшнего независимого Азербайджана. Мы должны возвратиться, и возвратимся на эти земли. Мы должны каждый день трудиться, чтобы приблизить этот день”.
Комментировать горячечный бред президента Азербайджана – себя и читателей не уважать. Но выводы из него мы должны делать обязательно. И для начала следует понять: Ильхам Алиев говорит не для внутренней или внешней аудитории, как мы часто воспринимаем его слова – он на самом деле смотрит на армянские государства как на объект новой агрессии. Другое дело, что итог деятельности Алиева на посту президента Азербайджана больше зависит от нас, чем от него самого. И первое, что нам необходимо сделать, это осознать, что мы живем в условиях войны с Азербайджаном. Войны не только на границе, о которой будет сказано чуть ниже, а по всему спектру жизнедеятельности государства.
В самом деле, наше неприкрытое стремление “угодить” международному праву и, еще больше, эфемерному международному сообществу, воспринимается этими самыми правом и сообществом как признак слабости. В этом стремлении мы нередко воздерживаемся от справедливой критики Азербайджана, ибо “нас могут неправильно понять”. Наше поведение на международной площадке напоминает человека, озабоченного сочетанием цвета своего костюма с цветом мебели хозяина гостиной.
Так, в июне нынешнего года в Баку состоятся первые Европейские игры, в которых собираются принять участие сборные Армении по некоторым видам спорта. Зачем? Идея этих игр родилась по предложению и при активном лоббировании Азербайджана, ищущем любой повод для рекламы своего образования. То есть Азербайджан воспринимает Евроигры как политическое, а не спортивное мероприятие, что давно уже поняли в самой Европе. И сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда международные и европейские гуманитарные и правозащитные организации, имея в виду массовые нарушения прав человека в Азербайджане и процветающую там диктатуру, призывают страны Европы бойкотировать Евроигры, а армянские спортсмены готовятся поехать в Баку. Азербайджан стреляет по нашим ребятам на границе, Ильхам Алиев с пеной у рта говорит о мести армянам за… убитых Народным фронтом Азербайджана жителей Ходжалу и обещает “вернуться” в Ереван, а мы отправляем в Баку спортсменов. Понимаем ли мы, что о большей политической поддержке Баку и мечтать не смеет? Есть ли более убедительное опровержение недавнего заявления Amnesty International, призвавшего бойкотировать Евроигры в Азербайджане, чем поездка армянских спортсменов в Баку? Неужели трудно понять, что участие армянских спортсменов в Евроиграх в Баку является открытой поддержкой вражеского государства и подтверждением “толерантности” Азербайджана?
Как можно помогать вражескому государству парировать звучащие со всех сторон обвинения? Азербайджан потратил на проведение Евроигры примерно 9 миллиардов долларов, и одно лишь участие в соревнованиях армянских спортсменов с лихвой перекроет все эти расходы, принесет Баку серьезные политические дивиденды. Спортивным чиновникам Армении необходимо серьезно проанализировать сложившуюся ситуацию и принять решение, отвечающее интересам государства, а не федерации отдельного вида спорта. Государственным мужам Армении следует решать задачу ликвидации преступного государственного образования с украденным у Ирана названием "Азербайджан", а не помогать ему укрепляться.
В речи на праздновании Новруза Ильхам Алиев пожаловался на европейские страны и государства: “Нам объявили холодную войну. Это – организованная в координированной форме антиазербайджанская кампания, управляемая из одного или нескольких центров, цель которой заключается в том, чтобы запятнать, очернить нашу страну, бросить тень на наши дела и представить Азербайджан как отсталую, недемократическую, несвободную страну. Все это, естественно, строится на лжи”. Приходится с сожалением констатировать: Армения не входит (хотя могла бы и даже обязана) в упомянутые Алиевым центры, координирующие холодную войну против Азербайджана. Более того, отправив наших спортсменов на Евроигры в Баку, мы станем в этой войне самым сильным союзником Азербайджана.
Что касается сложившейся ситуации на границе. Трудно даже припомнить, сколько раз мне приходилось писать о необходимости уничтожать любое существо в форме азербайджанского аскера. Это не прихоть, а жизненная необходимость, ибо противная сторона и не пытается скрыть, что воспитывает не бойцов, а убийц. История Рамиля Сафарова подтверждает: убийц в Азербайджане пестуют на уровне президента. Манвел Сарибекян, Мамикон Ходжян, Карен Петросян, которого собственноручно убил национальный герой Азербайджана, генерал-лейтенант Ровшан Акперов, - история этих людей подтверждает: мы имеем дело не с армией, а сбродом убийц. Начиная от генералов и до новобранцев.
Остановить вошедшего во вкус (и щедро награждаемого) убийцу можно только двумя способами: а) Его ликвидацией. Где бы он нам не встретился; б) Адекватным ответом на провокации на границе. Адекватным ответом может считаться лишь уничтожение десятков и сотен аскеров за каждого раненого армянского бойца. В Азербайджан должны поплыть сотни ящиков с останками аскеров, азербайджанские матери должны жить в постоянном ожидании вести о гибели их детей. Неотвратимость возмездия, единственное, что может заставить убийцу отказаться от своих намерений. Особенно если возмездие в десятки и сотни раз превышает само преступление.