Заявления Владимира Путина в рамках саммита АТЭС о том, что Россия намерена развивать отношения с Китаем опережающими темпами, уже нашли материальное воплощение. Вслед за «восточным маршрутом», страны нацелены на реализацию нового проекта поставок газа по «западному маршруту», а это новые миллиардные инвестиции.
Энергетика
Глава «Роснефти» Игорь Сечин подтвердил, что сотрудничество двух наших стран носит важный стратегический характер. «Надо наращивать наше сотрудничество с КНР по всем возможным направлениям», — сказал он.
Напомним, «Роснефть» и Китайская национальная корпорация по разведке и разработке нефти и газа (China National Oil & Gas Exploration and Development Corporation) на полях саммита АТЭС подписали рамочное соглашение о приобретении китайской компанией 10% в ЗАО «Ванкорнефть». «Ванкорнефть» — это дочернее предприятие ОАО «НК «Роснефть», образованное 10 лет назад для освоения Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения — крупнейшего из месторождений, открытых и введённых в эксплуатацию в России за последние 25 лет.
Кроме того, Сечин принял участие в заседании совета директоров «Китайско-российской Восточной нефтехимической компании» (совместное предприятие «Роснефти» и CNPC) в Пекине, где было одобрено технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта строительства Тяньцзиньского НПЗ в части нефтеперерабатывающего комплекса.
Ранее сообщалось, что российский гигант готов поставлять для газопровода «Сила Сибири» порядка 16 млрд куб. м газа ежегодно. Плюс Россия и КНР согласовали дополнительную точку поставки нефти в объёме 5 млн тонн.
Планы России
Всего за последние полгода Россия и Китай заключили около 40 соглашений в энергетике, банковской сфере, транспорте, сельском хозяйстве, космических технологиях и телекоммуникациях.
Был подписан крупнейший в отношениях двух стран газовый контракт за 30 лет. Общая сумма договора — около 400 миллиардов долларов. Только на российской территории объём инвестиций в создание объектов добычи и транспортировки газа составит 55 миллиардов долларов.
Российский производитель газа НОВАТЭК подписал контракт с китайской CNPC на поставку 3 миллионов тонн СПГ в год в течение 20 лет в рамках проекта «Ямал СПГ». Россия и Китай приняли решение по созданию совместного предприятия для производства сжиженного природного газа (СПГ).
Госкорпорация «Росатом» в настоящее время ведёт переговоры с китайской стороной о строительстве энергоблоков АЭС в материковой части страны.
Энергетический холдинг «РусГидро» заключил соглашение о стратегическом сотрудничестве с китайской компанией PowerChina. В соответствии с соглашением компании рассмотрят возможность участия PowerChina в реализации Программы развития малой гидроэнергетики РусГидро.
Подписаны документы между ОАО «Российские сети» и государственной электросетевой корпорацией Китая. Прорабатывается организация поставок электроэнергии из России в Китай.
РЖД и китайский железнодорожный госоператор China Railway Corporation договорились о стратегическом сотрудничестве в развитии инфраструктуры и перевозок.
Разрабатывается проект Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин, включающего приоритетный проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, общая стоимость которого оценивается в 1,068 триллиона рублей.
Китайский автопроизводитель Chery Automobile объявил о старте производства своих автомобилей в России объёмом до 30 тысяч штук в год на заводе «Дервейс» в Карачаево-Черкессии. Производство должно выйти на проектную мощность примерно через полтора года. Также компания намерена создать в России центр НИОКР, который на первом этапе будет адаптировать модели под местный рынок.
Крупнейший китайский производитель внедорожников Great Wall Motor (GWM) приступил к строительству автозавода в Тульской области стоимостью 500 миллионов долларов и выпуском автомобилей до 150 тысяч в год. GWM создаст в регионе полный цикл производства автомобилей марки Hover, включая изготовление двигателей и трансмиссии. Запуск завода намечен на 2017 год. Полное завершение проекта планируется в 2020 году.
ВТБ, ВЭБ и Россельхозбанк, попавшие под западные санкции, сообщили о ряде соглашений с Экспортно-импортным банком Китая (Эксимбанк) на сумму минимум до 4 миллиардов долларов.
Кроме того, банк «Русский стандарт», входящий в топ-30 российских банков, начинает эмиссию банковских карт китайской платёжной системы UnionPay.
Центробанки России и Китая заключили трёхлетнее соглашение об операциях по обмену валютой (валютных свопах) объёмом 150 миллиардов юаней.
Компании российского ВПК ведут переговоры о поставках в КНР зенитно-ракетных комплексов С-400 и производстве на китайской территории тяжёлого вертолёта Ми-26 грузоподъёмностью до 15 тонн.
Китайские станции дифференциальной коррекции сигнала китайской навигационной системы Compass появятся на территории РФ, а аналогичные российские станции системы ГЛОНАСС — в Китае, сообщил глава «Роскосмоса» Олег Остапенко.
Компания «Рособоронэкспорт», входящая в госкорпорацию «Ростех», готовит новые контракты с китайскими коллегами после участия в крупнейшей международной авиационно-космической выставке Airshow China.
Наибольший интерес для партнёров из Китая и других стран представляют многоцелевой сверхманёвренный истребитель Су-35, учебно-боевой самолёт Як-130, многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-29М2, а также тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А и самолёт-топливозаправщик на платформе самолёта Ил-76МД-90.
Успехи США
В свою очередь президент США Обама снова стал объектом критики. После его бодрых заявлений о том, что Соединённые Штаты и КНР заинтересованы в успехах друг друга, а лично Обама воодушевлён готовностью лидера КНР участвовать в конструктивном диалоге, ему даже свои указали на то, что его слабая внешняя политика приводит к тому, что никто не слушает США на мировой арене.
Довольно резко высказалась даже бывший госсекретарь США Кондолиза Райс в интервью телеканалу Fox News.
«Сейчас мы видим, что когда США отступают назад и ведут себя мягко, никто к ним не прислушивается. Американцам не нравится ситуация, которая складывается в мире без активного участия США», — заявила она. Большинство американцев также считают внешнюю политику слабым звеном в работе президента Барака Обамы, а почти 60% и вовсе негативно оценивают роль США в мировых делах.
Financial Times констатирует, что в большей части мира именно так и оценивают Обаму — слабым лидером, карьера которого переживает закат своей карьеры политика. Газета пишет, что лидер КНР Си Цзиньпин хоть и открыто не называет Обаму «слабаком», поскольку слишком вежлив для этого, но нельзя ошибиться в том, кто из них двоих «на высоте».
Государственное китайское издание Global Times считает, что визит в Китай стал для Обамы последним шансом укрепить отношения с Пекином. И, скорее всего, в ближайшие два года китайско-американские отношения ждёт лишь незначительный прогресс. Также газета отмечает, что именно США всё больше нуждаются в сотрудничестве с Китаем во многих областях, однако при этом отказывается от конструктивного участия в таких важных проектах, как создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому, отмечает Global Times, Пекин больше не рассчитывает на американскую поддержку в развитии отношений с соседними государствами и действует в регионе самостоятельно.
При этом КНР и США собираются подписать два соглашения, целью которых является не допустить возможность вооружённых столкновений между двумя странами, а также описание механизма по предупреждению друг друга в случае проведения крупных манёвров, например, военных учений. По заявлению Обамы, США и КНР сняли разногласия по расширению списка не подлежащей импортным тарифам высокотехнологичной продукции.
…Впрочем, без внимания не осталась и традиционная манера Обамы жевать жевательную резинку по пути от своего лимузина до здания Пекинского национального комплекса, где проходили торжественные мероприятия в рамках саммита АТЭС в Пекине.
«Мы (китайская сторона — прим. ред.) сделали всё, чтобы эта встреча стала роскошным мероприятием, однако увидели, как Барак Обама выходит из своего автомобиля, жуя жвачку, словно бездельник», — приводит издание USA Today слова профессора журналистики Университета Цинхуа Хонг Ина, разместившего запись в соцсети Sina Weibo, китайском аналоге Twitter.