В годы агрессии Азербайджана против республики Арцах не менее сотни молодых парней из числа автохтонных народов Азербайджана перешли на армянскую сторону. Со многими из них мне приходилось тогда встречаться, с некоторыми мы до сих пор поддерживаем родившуюся в годы войны дружбу.
Разумеется, тысячи и тысячи лезгин, аварцев, талышей и парсийцев просто “ушли от войны”, покинув пределы Азербайджанской республики. В основном они уходили в сторону Дагестана, с помощью местных проводников, а потом уже разъезжались по России. Однако немало было и таких, что попадали в силки азербайджанских полицейских и военных, насильно отправлявших их на войну в Арцах. Безусловно, были и обманувшиеся лживой идеологией Азербайджана, добровольно отправлявшиеся служить в вооруженные силы Азербайджана. Некоторые из них потом оказывались в плену, и я старался объяснить им, что воюя с нами, они укрепляют власть закавказских турок на их – лезгин, аварцев, талышей – Родине. Кто-то понимал, кто-то пытался оспорить сказанное мной…
Время, однако, расставило все по своим местам. Сегодня все больше представителей автохтонных народов Азербайджана прозревает: они понимают и осознают деструктивную роль этого образования в прерывании дружбы наших народов. Читатель, наверное, помнит, что в прошлом году в Ереване, в гостях у меня побывал Алакрам Гумматзода, командир воевавшего против нас корпуса, составленного из молодежи Талышистана. Будучи в Ереване и Степанакерте, он не раз высказывал искреннее сожаление, что воевал “не на той стороне”.
У меня, и я говорю об этом с гордостью, много друзей среди автохтонных народов Азербайджана: парсийцев, лезгин, талышей, аварцев. Есть среди них и те, кто принимал участие в агрессии Азербайджана против нас. Вновь вспомни А. Гумматзода: “Мы воевали по-мужски, а теперь будем дружить по-мужски”.
Столь же искренние отношения сложились у меня с лезгинскими и аварскими друзьями, а в последнее время и с некоторыми представителями парсийского Фронта освобождения Ширвана, а также Комитета парсийского движения Арран.
Несмотря на то, что сегодня мы пытаемся восстановить заросшую турецким бурьяном дорогу друг к другу, сделано уже немало. Так, громом среди ясного неба прозвучало подписанное общественными организациями и лидерами коренных народов Азербайджанской республики Обращение к своей молодежи. В Обращении были идущие от сердца строки: “Никто на свете не сможет объяснить нам, почему лезгины, талыши, аварцы, цахуры, удины, рутулы должны воевать в армянских горах? Баку говорит, что мы должны защищать Родину от врага. Но разве Карабах является нашей Родиной? И разве армяне являются нашими врагами..? Мы призываем вас всех решительно отказаться от службы в вооруженных силах Азербайджана на границе с Нагорно-Карабахской Республикой.
Мы не против службы в армии, но мы категорически против того, чтобы стрелять в армян. Наши юноши должны служить в армии только на территории нашей исторической Родины: лезгины в Лезгистане, талыши в Талыше, аварцы и цахуры – в Джаре... Мы готовы защищать нашу Родину от любого врага, каким бы могучим и многочисленным он ни казался, но мы не хотим стремиться к завоеванию Карабаха для тех, кто уничтожает нас вместе с нашим историческим наследием и прошлым.
Это – наша справедливая позиция по отношению к конфликту между Баку и Степанакертом. Это – не наша война, и наши ребята, наше будущее не должны пострадать в ней”.
Все это, конечно, происходит не случайно. Дискриминационная и ассимиляционная политика Азербайджана по отношению к автохтонным народам этого образования не может не вызвать всенародного сопротивления. Мой друг Фахраддин Аббосзода, один из признанных лидеров талышского народа, с которым мы давно уже побратались, с гордостью и удовлетворением “жалуется”, что талыши требуют от него большей решимости и категоричности. Кстати, об Аббосзода. Несколько лет назад некий закавказский турок “обвинил” его в дружбе со мной. “Да, я горжусь, что являюсь другом и братом г-на Л. Мелик-Шахназаряна!” – ответил Ф. Аббосзода. Прости, дорогой Брат, что только сегодня признаюсь, что я читал эти твои строки, но все эти годы меня не покидало чувство гордости за нашу дружбу. Я уверен, что когда-нибудь пройденный нами путь станет широкой столбовой дорогой, по которой наши народы будут ходить в гости друг к другу.
Азербайджан проводит политику неоянычарства, сталкивая нас с нашими историческими друзьями и соседями. Баку выгодна гибель и армянских, и талышских, и лезгинских, и аварских, и парсийских парней. Той же подлой политики Баку придерживался и в годы агрессии Азербайджана против Республики Арцах, в ходе которой закавказские турки никогда не упускали случая открыть огонь по "сослуживцам". Вот один из примеров, приведенный газетой "Молодежь Дагестана" от 26 июня 1992 года в статье "Хотелось бы надеяться…": "Закатальцев, среди которых большинство были аварцы, выдав табельное оружие, направили на один из участков фронта. Началась перестрелка с армянами, находившимися впереди, вдалеке, и тут закатальская молодежь подверглась обстрелу из автоматов с тыла. Вели его (закавказские турки) "по своим", причем огонь с их стороны был гораздо более сильным и опасным, чем армянский".
Мне как-то приходилось писать, что каждый раз, когда мы стреляем друг в друга, мы обязательно попадаем в сердце Арцаха, Талышистана, Ширвана, Лезгистана, Джара. Каждая выпущенная нами друг в друга пуля укрепляет узурпацию власти турок на нашей с вами Родине.
В начале девяностых годов это понимали немногие, трое из которых показаны в снятом моим товарищем – Эдуардом Сахиновым – видеоматериале. К сожалению, запись старая, качество звука страдает, но разве эти мелочи могут закрыть дорогу к друзьям? Сегодня, в век интернета, многое тайное стало явным, и молодые лезгины, парсийцы, аварцы и талыши все больше осознают, в какую кровавую авантюру их втягивают.
Более всего бакинский режим пугает дружба между автохтонными народами всего нашего региона. В приступе бессильной и черной ненависти закрывают дорогу в Азербайджан российскому журналисту – лезгину – только потому, что он дружит со мной, арестовывают по надуманным обвинениям родственников тех лезгин и аварцев, что не скрывают своих симпатий к армянскому народу, поливают грязью тех армян, что открыто заявляют о необходимости восстановления нашей многовековой дружбы.
Азербайджан называет армян врагами, официальные лица этого образования открыто требуют от СМИ оскорблять армян, и отправляют служить на границу с нами ребят из коренных народов Азербайджана, которых они называют “братьями”. При этом нам, врагам, Баку обещает “не имеющую аналогов в мире автономию”, а “братьям” – право на ассимиляцию, а также на физическую и этническую смерть.
Что же так? Неужели для Азербайджана арцахские армяне дороже лезгин, талышей, парсийцев, аварцев..? Убежден, закавказские турки одинаково люто ненавидят всех нас, а каждый здравомыслящий человек понимает, что поступки и обещания Азербайджана диктуются обыкновенным страхом. Страхом потери десятков тысяч молодых ребят, используемых сегодня Азербайджаном в качестве янычар.
Автохтонные народы Азербайджана являются силой, способной обеспечить прочный мир во всем нашем регионе. Если они откажутся служить в вооруженных силах Азербайджана, то закавказские турки ни за какие коврижки не только воевать, но и смотреть в сторону Арцаха не согласятся.
А ведь для того, чтобы заслужить доверие автохтонных народов Азербайджана, Баку всего-то необходимо предоставить им те права, что они так щедро обещают Республике Арцах. Особенно с учетом того неоспоримого фактора, что численность некоторых из автохтонных народов в разы превышает население Республики Арцах.