На протяжении многих веков на территории, ныне принадлежащей Турции, происходила ассимиляция разных народов. Историческая родина тюрок - Алтайские горы. К востоку от их земель жили монголы, а к западу - угро-финны. Постепенно тюрки заселили Среднюю Азию и создали империю с огромной территорией. В девятом веке тюрки-огузы, проживавшие в Центральной Азии, приняли ислам. Позже их стали называть турками-сельджуками. Из века в век они становились все сильнее. В 11 веке турки-сельджуки завоевали Восточную Анатолию, которая входила в состав Византии. Многочисленные тюркские племена осели на территории Малой Азии, ассимилировав и исламизировав местное население.

Православный религиовед, преподаватель Московской духовной академии, член синодальной рабочей группы по составлению концепции межрелигиозных отношений Русской Православной Церкви, участник ряда международных конференций, автор четырех монографий диакон Георгий Максимов описывает возникновение ислама так: «Некогда на заре VII века по Рождестве Христовом, средь Аравийских пустынь, вдали от цивилизованного мира случилось примечательное событие. В ночной темноте под низкими сводами пещеры горы Хира сорокалетнему арабу Мухаммеду, проводившему здесь время в уединении, явился некто. Некто сильный и страшный, который принялся душить его, заставляя прочесть странный текст во имя некоего господина.



Опасаясь за жизнь, араб уступил и повторил текст... Довольно долго после этого он терзался сомнениями, подозревая, что повстречался той памятной ночью с силами темными, духами зла. Но впоследствии родным удалось убедить его, что являлся к нему никто иной, как посланник Бога, Ангел, который тем самым призвал его стать пророком для своего народа. Уверовав в это, араб сей вскоре возвестил в Аравии новое учение: поклоняться Богу одинокому, далекому и жестокому, источнику равно и добра и зла, которым всё, что случается, предопределено.

Для человека, желающего угодить такому богу, было заповедано веровать в его одиночество, а также в то, что возвестивший это учение араб-торговец - его посланник и пророк; пять раз в день совершать определенный ритуал с произнесением молитвенных формул и чередованием телесных поз; раз в жизни посетить святилище в одном арабском городе и на соседней горе зарезать овцу; небольшую часть прибыли время от времени тратить на своих домашних, и один месяц в году есть и пить только ночью. А также было заповедано вести священную войну с теми, кто не признает этого учения, пока не будут они покорены ему. Соблюдающему перечисленное было обещано в этой жизни благоденствие, а в жизни будущей прекрасный сад с вечными наслаждениями - преимущественно сексуального и гастрономического характера, а также, отчасти, эстетического. Всё это было записано в книге, составленной уже после смерти основателя, которая была объявлена откровением и творением этого бога, а текст ее - извечным и неизменным до буквы».

Диакон Георгий отмечает разницу ведения войн в двух религиях: «Оборонительная война однозначно благословляется Церковью. Из святых воинов - от полководцев до рядовых, - не одна дивизия составлена Царю Небесному в лике святых. Но если в исламе ведение войны основано на ненависти к убиваемым, то в христианстве основанием воинского подвига является любовь к защищаемым - нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих, и слова эти по праву относятся к тем, кто с честью погиб в битве. Таково учение Христа, и только сильный духом и волею человек может понести его».

И хотя название ислам происходит от арабского слова «мир» (салам), миром тут даже не пахнет. Множество последователей Мухаммеда в беспощадных кровопролитных войнах захватило огромные территории - как христиан, западных и восточных, так и зороастрийцев, язычников, индусов, распространяя свою религию мечом. Здесь свою основополагающую роль сыграл религиозный фанатизм, который следует рассматривать как психологический феномен.

Большая Советская энциклопедия определяет значение слова фанатизм (от лат. fanatismus) как исступленная, доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам, например, религиозным. Согласно энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, слово fanaticus (в связи с fanum - священное место, храм) имело в латинском яз. значение, сходное с тем, какое принадлежит словам святоша, ханжа, а затем значило исступленный, изуверный, сумасбродный, яростный, иногда вдохновенный (carmen fanaticum). Существительным, произведенным от этого прилагательного, раньше всего стали называть такое подчинение какой-либо религиозной идее, которое сопровождается готовностью ради нее жертвовать собою, но в то же время и от других требовать безусловного ей подчинения. Фанатизм в области настроений -то же самое, что догматизм в сфере мысли и деспотизм в сфере действий, навязывающий другим подчинение чужой воле.

Это-соединенное с страстным возбуждением всего существа рвение в проведении идей и убеждений, считаемых безусловно верными, хотя бы объективно они и не были доказуемы. Все, что несогласно с догматом фанатика, он рассматривает как нечто безнравственное, унизительное для человеческого достоинства, оскорбительное для Божества и всего истинного и справедливого. Всякое противоречие и даже простое сомнение принимается фанатиком за преступление, заслуживающее строжайшего наказания. Обыкновенно фанатизм характеризуется искреннею убежденностью в абсолютной истинности известных принципов и стойкою им верностью, но в громадном большинстве случаев искренность соединяется здесь с неясностью мысли, а стойкость переходит в упрямство.

Психолог А. Г. Асмолов заключает, что все формы фанатизма выступают, прежде всего, как рациональные средства борьбы за власть, разум идеологов начинает «технично эксплуатировать предрассудки». Именно такова природа исламского фанатизма. Диакон Николай Андреев в своей работе «Фанатизм как психологический феномен» цитирует исламского ученого из Казахстана Али Апшерони, который осуждает приверженность ислама фанатизму. Он пишет, что фанатизм - это «нелепая ярость людей, которых ослепила злоба», подчеркивает, что фанатик «обычно не ведает, что творит, вменяя в заслугу себе то, что делает гадости и поступает неправосудно... его поразительная твердолобость, помноженная на неверно понятое им учение Ислама... очень скоро приводят фанатика к тому, что он просто теряется в темном лабиринте дикого невежества».

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.