В последние годы в Армении все больше чиновников, уличенных в коррупции, уходят от уголовной ответственности, возвращая незаконно приобретенные активы. Этот механизм был введен в 2020 году с принятием закона "О конфискации незаконного имущества", согласно которому незаконно обогатившиеся лица могут компенсировать причиненный государству ущерб и тем самым избежать тюремного заключения.
Последний подобный случай был зарегистрирован 12 сентября: прокуратура сообщила, что экс-заместитель министра обороны Алик Мирзабекян заключил мировое соглашение, обязавшись выплатить около $500 тыс. в качестве компенсации. У него были обнаружены незаконно приобретенная недвижимость, транспортные средства и банковские вклады.
В прошлом году аналогичным образом уголовного преследования избежали такие известные фигуры, как бывший начальник охраны третьего президента Армении Вачаган Казарян, дочь экс-главы полиции Владимира Гаспаряна, главный дирижер Государственного симфонического оркестра Сергей Смбатян и бывший глава столичного района Эребуни Армен Арутюнян и многие другие.
Практика возмещения ущерба вместо уголовного преследования вызывает неоднозначную реакцию. С одной стороны, она позволяет государству быстро восстановить утраченные ресурсы, с другой — вызывает серьезное общественное недовольство. Многие полагают, что это может стать своеобразной лазейкой для недобросовестных чиновников, позволяющей в любую минуту откупиться от наказания.
Однако адвокат и эксперт в области борьбы с коррупцией Марат Атовмян эти опасения не разделяет. В интервью Sputnik Армения он пояснил, что подобная практика соответствует международным стандартам.
По его словам, в борьбе с коррупцией существуют различные механизмы и подходы. В профессиональных кругах продолжаются дискуссии о том, следует ли ограничиваться исключительно уголовным преследованием, или же можно применять иные меры, такие как конфискация незаконно приобретенного имущества.
Мнения по этому вопросу разнятся, однако Армения уже использует подход, при котором чиновник, признавший свою вину и возместивший ущерб, может избежать уголовной ответственности.
"Не думаю, что эта практика может подтолкнуть многих должностных лиц к злоупотреблениям: образно говоря, нажить состояние, а затем "откупиться". Уголовный кодекс содержит множество статей, касающихся коррупции. Если должностное лицо поймают на взятке, его неизбежно привлекут к ответственности", - добавил он.
Однако в данном случае речь идет не о взяточничестве, а о ситуации, когда бывший или действующий чиновник с помощью серых схем приобрел недвижимость, транспортные средства или другие активы, и эти факты всплыли спустя годы. Закон позволяет возместить причиненный государству ущерб и избежать тюремного заключения. Временной фактор здесь играет ключевую роль.
По информации Атовмяна, в Антикоррупционном суде Армении сейчас рассматривается около 100 исков о конфискации незаконного имущества, и хотя общественность знает только о наиболее резонансных случаях, по многим из них ведется расследование.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.