21 мая авиалайнер Singapore Airlines попал в сильную турбулентность – сильную настолько, что один пассажир погиб, а экипаж был вынужден совершить вынужденную посадку.
На следующий день после инцидента на сайте вопросов-ответов Quora был задан вопрос, который я вынес в заголовок, и несколько профессиональных пилотов дали на него ответы.
«Хотите верьте, хотите нет, но лучшее, что можно сделать, попав в сильную турбулентность, - это… ничего!» – пишет Джим Гибо, капитан Boeing 757 и 767 и пилот с 40-летним стажем.
Все происходит внезапно, пилоты не могут предсказать ни то, когда она начнется, ни то, в какую сторону бросит самолет. К тому моменту, когда экипаж пытается отреагировать, все уже заканчивается, поэтому любые действия органами управления лишь усиливают колебания. Зоны турбулентности почти всегда невелики, и попытки повернуть назад, скорее всего, приведут лишь к тому, что самолет снова окажется в ней, объясняет он.
Опасна ли турбулентность
Самолеты конструируют так, чтобы в случае отсутствия контроля со стороны пилота они стремились сохранять прямолинейный полет. Отпуская управление, пилоты полагаются на это естественное стремление самолета выпрямиться.
«Самолет хочет лететь, он не собирается переворачиваться и падать на землю, – пишет Гибо. – Если турбулентность будет слишком сильной, может отключиться автопилот, но в современных самолетах он автоматически включается снова… даже если автопилот останется выключенным, он в конце концов сам разберется без участи пилотов».
При этом прочность конструкции авиалайнера достаточна, чтобы выдержать любую, даже экстремально сильную тряску. «Вы сломаетесь раньше, чем он», – грустно шутит пилот.
Инцидент с сингапурским “Боингом” доказывает живучесть самолетов
Boeing 777-300ER держал курс из Лондона на Сингапур, попал в жесточайшую тряску по пути. Перегрузки были настолько велики, что один человек погиб: хотя причина его смерти не освещалась, по-видимому, ею стал сильный удар о какие-то предметы. Еще несколько пассажиров получили травмы. Экипаж принял решение вынужденно сесть в Бангкоке.
Между тем, сам авиалайнер, по всей видимости, не получил серьезных повреждений. Его турбины продолжили работать, он сохранил управление и смог благополучно приземлиться, а затем продолжить полет по маршруту.
В поисках выхода из зоны турбулентности пилоты всего за 3 минуты потеряли 2 км высоты. «Они проделали блестящую работу, – считает Гибо. – Скорее всего, пилоты надеялись, что на меньшей высоте будет комфортнее, но даже если они ошиблись, более плотный воздух должен был дать больший запас устойчивости».
Почему самолеты попадают в турбулентность
При всей развитости современной метеорологии, «видеть» зоны турбулентности так и не научились, объясняет Том Сейм, пилот планеров, мотопланеров и одномоторных самолетов. Эти волны зачастую поднимаются на высоту, превышающую потолок самолета. Погодный радар показывает только осадки. Как правило, о воздушных ямах сообщают диспетчерам пилоты самолета, внезапно попавшего в такую зону. Это помогает другим самолетам избежать ее.
Чаще всего она вызывается сильными ветрами над горными хребтами, где образуются вертикальные потоки, словно воздушные волны. Однако проложить маршруты в обход горных хребтов не всегда возможно, по разным причинам.
Как себя вести при попадании в зону турбулентности
Кое-что пилоты все же делают. «Мы стараемся предупредить пассажиров и экипаж в салоне заранее, если это возможно, чтобы все успели занять места и пристегнуться», – объясняет Гибо.
Вам стоит делать то же, что делают пилоты – ничего. Лишь уберите подальше травмоопасные предметы и затяните ремень достаточно плотно – тогда он более надежно убережет вас от ударов.