6 мая в Алма-Ате пройдут переговоры между главами МИД Азербайджана и Армении Джейхуном Байрамовым и Араратом Мирзояном. Мирный процесс, на который после установления азербайджанского суверенитета над Нагорным Карабахом, возлагались немалые надежды, пока еще не принес осязаемых результатов. Об этом в соцсетях написал российский политолог Сергей Маркедонов.
«Чем же знаменателен очередной раунд переговоров?
С начала 2024 года высшие представители двух стран несколько раз встречались друг с другом. Стоит отметить переговоры президента Ильхама Алиева и премьер-министра Никола Пашиняна в баварской столице «на полях» знаменитой конференции по безопасности. Впрочем, в дальнейшем европейское посредничество не принесло значимых результатов. Тем не менее, вскоре после мюнхенского раунда в Берлине состоялась встреча Байрамова и Мирзояна. И если официальный Баку обвинял европейцев и американцев в проармянских симпатиях, то Ереван, напротив всеми силами пытался проводить линию на «диверсификацию международных контактов», де-факто на сближение с США и ЕС, воплощением чего стали брюссельские переговоры 5 апреля.
Сейчас в игру вступает Казахстан. Президент Касым-Жомарт Токаев предпринял две поездки в Баку и в Ереван. Очевидно, он стремится повысить капитализацию своей страны, как площадки для важных переговоров. Астанинский формат по Сирии уже зарекомендовал себя, хотя зародился он еще при предшественнике действующего казахстанского лидера.
Ждать ли значимых прорывов от встречи в Алма-Ате? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вряд ли министры подпишут некое мирное соглашение, это просто не в их компетенции. Укрепление доверия? В теории выглядит красиво, но на практике такие процессы не могут быть одноактным явлением. Как верно и то, что доверие не появляется само по себе, подготовка конкретных предложений по мирному соглашению как раз и может способствовать сближению позиций сторон.
Впрочем, предвижу и возможные расхождения. Официальный Ереван уже предложил зафиксировать в письменной форме взаимные обязательства с Азербайджаном. Но в Баку ранее не очень-то хотели фиксировать какие-то гарантии помимо текста мирного соглашения, полагая, что армянская сторона должна проявлять большую сговорчивость и уступчивость, считая именно ее ответственной за долгие годы конфликта».