Почему нельзя сидеть, когда нога на ногу в церкви? Вот у нас когда стали говорить, что не сидят нога на ногу, возник вопрос. Почему? Причина не одна. Вот одна из причин. Смотрите какая. Вот ты был в кабинете у начальника своего когда-нибудь? Как мы в кабинет начальника входим? Я нарисую картинку: вхожу, пинаю дверь. "Привет, парень". Сел на диван, нога на ногу, вот так. "Ну, чего вызывал"? Так, да?
Нет. Это начальник. От него много чего зависит в жизни. Он еще уволит чего доброго. А я, как все, острый на ум. Кредит взял. Если он меня уволит, то лучше не думать, что будет. Так вот, в каком виде входим к начальнику? Вид дурковатый и пришибленный, напуганный. Нейтрализовать злобу начальника. Вот, входим смирененько, кротко. Если не предложит сесть, то стоим.
А в кабинет заходить как? Маленько перышки прочистить. А как же? И это имеет значение. А если я просителем иду, тогда и подавно нужно. А если рост высокий, то нужно маленько пригнуться. Так ведь? Так. Это естественно? Естественно. Это мы ходим, идем на прием к земным начальникам, от которых много что зависит, но не все в нашей жизни. А в храме перед Богом, о котором пророк говорит как? Царь царствующих, Господь господствующих, Владыка владеющих. И от Него зависит всё. Поэтому, за благоговением.
Это кому нужно? Богу? Никогда, никогда. Он вообще ни в чем не нуждается, наш Господь. Он - источник полноты, своего бытия, радости, счастья. Он не нуждается ни в ком и ни в чем. Это не Ему надо. Это надо нам. Почему, православные, когда молимся, встаем? Даже написано, как встать нужно. Пяточки вместе, носочки врозь, ручки по швам. Крестимся с благоговением, неторопливо, с поклоном земным, поясным. Почему? Внутреннее влияет на внешнее, а внешнее влияет на внутреннее. Как же, как же? Я скажу про детей моих один интересный момент. Ребятишки росли.
И вот раз они сказали: "Отец, подожди, ты не играйся с нами так. Вот когда ты просто играешься, хорошо. А вот когда ты одеваешь подрясник, крест, идешь в церковь ты другой становишься. Мы не можем с тобой так, как без этого". То есть я меняюсь маленько. Дети даже заметили. Как-то уже организует внешний вид. А как же? А как же, конечно, внешний вид организует.
Зачем заставляют белый халат одевать врачей? Для какой цели спецкостюмы в армии, в милиции? А вот для этого. Все для этого всего. Это их организует, и тех, кто вокруг них, тоже организует. А как же? Так вот, мои дорогие, внешнее на внутреннее влияет.
Поэтому, когда мы в благоговейной позе, у нас и в душе благоговение, правильное отношение. Когда мы без благоговения, с гордостью, высокомерием, и в душе вот эта же гниль будет. Поэтому внешне мы как бы ближе к Богу, в церкви молимся, а внутренне мы от Бога разворочены. Поэтому и не встречаемся с ним. Поэтому внешнее имеет значение. Вот у меня вопрос. Кто знает, для какой цели в женских женских лагерях, в тюрьмах нельзя без косынки быть. Почему? А ответ на вопрос этот отвечает на вопрос, почему христианка всегда в головном уборе.
Что в зоне-то хотят воспитать, особенно у женщин? Смирение, конечно. И это не потому, что начальству зоны это удобно, а потому что оступившиеся, совершившие то или иное преступление, они потеряли, во-первых, женский облик. Они отступись от высокого женского призвания. И чтобы в женское призвание вернуться и нормально жить, нужны внешние факторы, не только нужна изоляция и косынка тоже. Оно влияет. Вот, мои родные, вот как очень важно.
Не представляю себе, думаю, детство вспоминаю, когда моя бабушка была бы, скажем так, с волосами, накрученными на бигуди и покрашена в синий цвет. Просто не представляю. Она была в платочке, седые волосы зачесанные. Только она все время сокрушалась. Говорила: "Я вся осовременилась. Раньше старики не так платки носили".
Но она носила платок по-современному. Но вспоминаю мою бабушку, ее не набеленные щеки, ее не подкрашенные глаза, ее естественную седину. Какая она у меня была красавица! И смотрю на современных многих девчушек 80 с небольшим. Вот она накрашенная,намазанная. Ну, на кого она похожа? Ну на меня. Ночью увидишь, не проснешься. А в яви, так вообще плохо будет. Стала она от этого красивее? Она от этого стала смешной и уродливой.
В естественности есть красота. Естественность - это всегда красиво. Поэтому нет внешности, а мы не все наделены ей. Но никто не закрыт для внутренней духовной красоты, которая и внешнюю преобразит. Да, мы порой встречаем людей по внешности. А с кем общаемся по жизни? Кого ценим? Красивых, стройных, фигуристых или добрых, отзывчивых, верных?
Понятно кого. Вот она, красота настоящая. И вот поэтому в церкви это имеет значение. Это давно замечено, и не только в церкви. А в церкви поэтому мы и говорим, что важна внешняя форма благоговения, ведущая к внутреннему, правильному духовному состоянию. В частности, поэтому нога на ногу в церкви не сидят, хотя и дома, когда мы, православные Богу молимся, встаём благоговейно.