Противовоздушная оборона является одним из ключевых компонентов военного сотрудничества Армении и России, и несмотря на определенное охлаждение двусторонних отношений, координация в этой области сохраняется и сохранится в будущем. Подобное мнение выразил Sputnik Армения политолог, эксперт в сфере безопасности Давид Арутюнов, комментируя заявление министра обороны РФ Сергея Шойгу о фактическом функционировании единой системы ПВО в рамках ОДКБ.
Российский министр отметил, в частности, что, объединенная система ПВО стран ОДКБ фактически создана, и есть соглашения, есть системы противовоздушной обороны с каждым из государств — с Арменией, Казахстаном и остальными участниками организации.
Заявление Шойгу прозвучало на фоне фактических демаршей Армении против организации. Ереван за прошедший год отказался принимать у себя учения ОДКБ и участвовать в них на территории других стран-членов организации, отозвал постпреда, а на днях премьер, главы МИД и Минобороны и вовсе бойкотировали саммит в Минске. На этом фоне вопрос, действует ли вообще единая система ПВО Армении и России (как основной движущей силы организации – ред.), как никогда актуален.
Как отметил Арутюнов, когда говорится о единой системе в рамках СНГ или ОДКБ, то следует понимать, что на самом деле речь идет об армяно-российском измерении. А система ПВО – один из основных компонентов дислоцированной в Армении 102-ой российской базы. Эта система в основном "заточена" на турецком направлении и тесно интегрирована в армянскую систему противовоздушной обороны. Разрушить эту схему не так уж и легко, как технически, так и политически, учитывая, что для этого как минимум нужно выводить российскую базу. Чтобы пойти на такую реализацию подобного сценария, армянское руководство должно найти альтернативу всему этому.
"Мы знаем, что развитие ПВО – одна из острейших проблем в общем контексте модернизации армянской армии. И если Армения откажется от ресурсов, которые предоставляет российская база, то непонятно, откуда взять средства на компенсацию", - сказал Арутюнов.
Эксперт выразил надежду, что власти проявят прагматизм и, как в случае с экономическим сотрудничеством, не станут разрывать противовоздушный компонент военной и военно-технической кооперации с РФ.
"Мы видим, что несмотря на многочисленные демарши и бойкотирование тех или иных мероприятий, Ереван крайне осторожен в экономических вопросах и не только не спешит обрубать нити, понимая, к чему это может привести, но и стремительно наращивает торговлю со стратегическим союзником. Думаю, такая же логика работает в случае с единой системой ПВО", - говорит Арутюнов.
В то же время перед военно-политическим руководством Армении стоит крайне сложная задача по совмещению в будущем средств ПВО российского/советского и западного производства. Как известно, в конце октября Армения и Франция заключили соглашение о поставках Еревану радаров GM200 и переносных ЗРК "Мистраль".
И хотя закупаемые у Франции системы качественно и количество не заменят российские, тем не менее определенные вопросы интегрирования, совмещения и координации неизбежно возникнут, считает наш собеседник. К тому же французская сторона намерена проводить и аудит наземной ПВО Армении. Учитывая происхождение средств этой самой наземной ПВО, посещение объектов французскими специалистами приобретает весьма серьезную политическую подоплеку. В любом случае, по мнению Арутюнова, Ереван попытается совместить две совершенно разные системы. Удастся это или нет, покажет время.
С точки зрения эксперта, армянская сторона сейчас больше стремится диверсифицировать, нежели заменить один военно-технический вектор другим. Другое дело, что все это сопровождается публичной критикой России, информационным шумом. Тем не менее, у сторон есть понимание необходимости сохранять связи. Москва также заинтересована в том, чтобы эту координацию и каналы общения сохранять.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.