«Первейшее дело и единственный путь – создание сильной армянской армии, чего я пока не вижу», - отмечает в интервью «ГА» директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии политолог Семен БАГДАСАРОВ.
- 5 марта азербайджанцы устроили теракт на территории Арцаха – смысл?
- Смысл этого теракта понятен. Азербайджан прилагает усилия для максимального давления на армянскую сторону, в том числе держа в заложниках армян Нагорного Карабаха и делая все, чтобы не было снабжения между Арменией и Арцахом. При этом, оказывая давление на армянскую сторону, Азербайджан везде, на разных уровнях выступает с речами, призванными убедить международную общественность, что нужен мир. Мир же, по мнению азербайджанцев, – это подписание такого договора, который был бы выгоден Азербайджану. Здесь же – тезисы о так называемом Зангезурском коридоре, по поводу которого Азербайджан везде вещает, дескать, его создание будет выгодно всем, в том числе Армении. Такие вот «заботливые» азербайджанцы.
Понятно, что теракт 5 марта был также очередной акцией против российских миротворцев. Цель – дискредитировать позицию РМС, усложнить выполнение миротворцами своей задачи, спровоцировать их на что-то, показать, что они не могут защитить население Нагорного Карабаха. Это одна из задач, которые ставит перед собой противник. И надо отдать должное азербайджанской стороне: они работают комплексно на всех направлениях, добиваясь: первое – полного поглощения Нагорного Карабаха, после чего последует изгнание и депортация армян любыми средствами. Вторая цель – любыми правдами и неправдами пробить Зангезурский коридор. То есть, по сути, натовский коридор, который позволит Турции усилить свое влияние на Южном Кавказе.
- А что скажете о проекте «Западный Азербайджан» и общине с аналогичным названием, устами которой прямо заявляется о намерении превратить Армению в "Западный Азербайджан"?
- Именно такую задачу ставит себе, скажем так, турецко-азербайджанское руководство - речь о массовом изгнании армян из Армении как таковой. Когда говорят об аджаризации, это не совсем так. Дело в том, что аджарцы и турки не антагонисты. Напомню, что предки Эрдогана родом из Аджарии. Да, турки многое «отжали» в Аджарии в свою пользу, но аджарцев оттуда никто не выталкивает. Изгнание же армян будет носить совсем другой характер: скупка недвижимости, всех активов, вытеснение и превращение Армении в "Западный Азербайджан". Такая цель стоит. И Армения как государство прекратит свое существование, а армянский народ ждет судьба ассирийского народа – если подобный план будет реализован. Г-н Пашинян и все его окружение должны это четко понимать.
Поэтому первейшее дело для армянского руководства – не американцев и европейцев слушать, которые ему лапшу на уши вешают, ибо для них Турция была и будет союзником, а стало быть, будет и соответствующее отношение к союзнику Турции – Азербайджану. А первейшее дело и единственный путь – создание сильной армии, чего я пока не вижу. А вижу, как преследуют боевых генералов, Хачатурова и других, что, конечно, полный бред, не имеющий ничего общего с национальной безопасностью Армении.
- В региональном контексте как вы оцениваете все более тесное взаимодействие между Ираном и Россией? Недавно прошла информация о том, что Иран закупил у России партию российских истребителей СУ-35, анонсируются также новые коммуникационные связи…
- Иранцы рассматривают в качестве угрозы своей национальной безопасности усиление Израиля на Южном Кавказе, в первую очередь на территории Азербайджана. Особенно, учитывая опасность сепаратизма на севере Ирана. Та же угроза актуальна и для России, потому что усиление западных акторов (США, Великобритании), чьим союзником является Турция, в конечном счете несет угрозу российским южным регионам. Поэтому укрепление отношений между Россией и Ираном, более тесное сотрудничество с нацеленностью в дальнейшем на военно-политический союз, возможно, с Китаем, возможно, без Китая – просто необходимость.
- Возвращаясь к проекту «Западный Азербайджан»: может Алиев попытаться его воплотить не ползучим забрасыванием в Армению азербайджанцев, а военной агрессией?
- Когда закончилась 44-дневная война? Прошло уже достаточно времени, не так ли? Так скажите мне: за это время в Армении высшее военно-политическое руководство страны сделало выводы, проанализировало истоки поражения, назвало виновных, на основании сделанных выводов переформировало армию, укрепило границу с Азербайджаном, закупило вооружение в большом количестве? Если да, то все хорошо. А если нет, то было бы странно, чтобы противник не воспользовался военной слабостью соседа, с которым находится в конфронтации много лет. И эта угроза будет существовать до тех пор, пока армянское руководство не предпримет мер по созданию дееспособной армии, во главе которой будут стоять профессионалы, а не случайные люди, которые вообще непонятно откуда взялись. А профессионалов при этом будут преследовать, устраивая на них охоту…