С тех пор, как главным специалистом в сфере армейских реформ и, так сказать, в деле определения терроризма на глазок (как недавно и главным инфекционистом-эпидемиологом) стал полуграмотный премьер Пашинян и иже с ним, результаты не заставили себя ждать. Все они налицо и «на лице» «гэдэшной» власти…
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО «РЕВОЛЮЦИОННАЯ» ВЛАСТЬ С САМОГО НАЧАЛА и без всяких шуток провозгласила порочность абсолютно всего, что было сделано в Армении до них на протяжении более чем четверти века. Однако за неимением компетентных кадров и собственных инновационных идей и эффективных программ со временем «гэдэшники» начали реанимировать множество проектов «бывших», зачастую за счет мелких «поправок» выдавая их уже за свои.
Если говорить о Вооруженных Силах (о прочих сферах мы поговорим позднее), то достаточно взглянуть на официальный сайт Министерства обороны, где придирчивый взгляд наткнется на давно знакомые словосочетания – «Честь имею», Фонд страхования военнослужащих (в народе – фонд 1000-драмовых), жилищное обеспечение офицеров. Все это было придумано и реализовано до захвата власти охлократией Пашиняна.
Помнится, в сентябре 2017 года, за несколько месяцев до «бархатной революции» и за три года до войны в Арцахе, назначенный менее года назад министром обороны Армении Виген Саркисян презентовал в Ереване разработанную в военном ведомстве комплексную идеологию «Нация-Армия», в основу которой были заложены такие направления, как повышение престижности воинской профессии, интеграция гражданских больниц и военных госпиталей, стимулирование армейских поставщиков переместить свои производства в приграничье, улучшение качественной подготовки курсантов и внедрение анонимных (но с указанием конкретной воинской части) опросов демобилизованных военнослужащих, призванных выявить проблемы в части во время их службы.
Конечно же, одним из важных направлений идеологии «Нация-Армия» являлось всемерное развитие военной промышленности, и прежние власти рассматривали ее не как бремя для экономики, а как новые возможности. Эффективные реформы в оборонно-промышленном комплексе начал проводить замминистра обороны, председатель Госкомитета военной промышленности Армении Давид Пахчанян – личность неординарная и, безусловно, талантливая. Уже недалек был тот день, когда из Армении пошел бы серьезный экспорт вооружений и даже амуниции. Так, учитывая крепкие традиции армянских обувщиков, было принято решение импортировать из России соответствующие технологические линии и еще до наступления зимы существенно увеличить наши производственные мощности…
УВЫ, КОГДА СРАВНИВАЕШЬ БЛЕСТЯЩИЕ АРМЕЙСКИЕ КАДРЫ ДОНИКОЛОВСКИХ ВРЕМЕН с теми, кто вот уже 4 года проводит сомнительные реформы в ВС РА, ничего, кроме горького уныния и бессильной злости, испытывать не приходится. Некстати пришедшая «бархатная революция» не позволила реализовать серьезные задумки правительства Карена Карапетяна. Экономика не была должным образом подготовлена к войне, то есть не имела высокий уровень самодостаточности с наличием военных запасов. Эта задача ставилась, но до прихода к власти Пашиняна оставались считанные месяцы…
Вспоминается и прозвучавшая в сентябре 2017 года весьма полезная презентация Аветика Чалабяна – председателя совета Фонда цивилизационных исследований «АрАр» и российского партнера консалтинговой компании McKinsey&Company – на тему «Как мобилизовать национальный потенциал в сфере строительства вооруженных сил». По его словам, нам не угнаться за Азербайджаном ни в гонке вооружений, ни по демографическим показателям. Если в 1990-х годах каждому армянскому воину противостояло в среднем 1,5 вражеских солдат, то спустя четверть века это соотношение выглядело уже как 1 к 4-м! Что же касается вооружений, то за счет нефти Азербайджан тратил на них в разное время в 3-7 раз больше средств, чем Армения.
При этом А.Чалабян не только ставил вопросы, но и предлагал их решение. Так, по его словам, выход у Армении один: если мы не можем достичь с врагом паритета в огневой мощи, то наш огонь (наше оружие) должен быть высокоточным; если мы не в состоянии обеспечить с противником демографический баланс, то наш воин должен быть более искусным, более умелым и узкоспециализированным. Иного пути не было.
Что же сделал в этом плане пришедший к власти в 2018 году Пашинян? Не имея умелого кадрового потенциала, этот нувориш вместо решения серьезных задач, уже очерченных прежним правительством, сосредоточился на том, что его глубоко провинциальному уму было более доступно, – на клубнике и трусах. Попутно «верховный главнокомандующий» устраивал в ВС РА кадровый погром, вмешивался в Гособоронзаказ, организовывал шоу с покупкой самолетов без боекомплектов (БК) – словом, верховодил, как хотел и как умел.
Сегодня результат этих, с позволения сказать, «реформ» очевиден всем и каждому. Грянувшая в сентябре 2020 года война в Арцахе наглядно вскрыла всю обреченность неграмотных реформ «гэдэшной» власти, повысивших уязвимость всей системы безопасности Армении. Солдаты, которым была обещана клубника на обеденных столах, во время боев сутками оставались без элементарных хлеба и воды; купленные и разрекламированные штурмовики без БК все 44 дня боев простояли бесполезным грузом в ангарах; власть «с бодуна» призывала резервистов и добровольцев являться в военкоматы со своими бронежилетами и касками, а вычеркнутые из госзакупок «Торы» и «Панцири» оставили войска беззащитными перед воздушными атаками боевых дронов. И как можно было после всего позволить этим людям продолжать руководить страной?