Когда в последний день марта этого года "ГА" опубликовал статью "Рубль РФ: преждевременные похороны?", никто не ожидал, что потерявший по отношению к доллару сразу после начала военной спецоперации России на Украине (24 февраля) почти половину своей стоимости рубль быстро наверстает упущенное.
НАПОМНИМ, ЧТО В МАРТЕ КУРС АМЕРИКАНСКОЙ ВАЛЮТЫ превышал 120 рублей (такого никогда не было!), но через пару недель ситуация начала меняться, а к середине мая курс и вовсе опустился до 63-65 рублей за доллар – даже ниже, чем до спецоперации. И это на фоне того, что бремя санкций в отношении РФ постоянно нарастает. Этим частично объясняются и иногда совершенно непонятные в последнее время валютные колебания армянского драма…
На Пасху, то есть где-то месяц назад, пришлось достать из "загашника" завалявшиеся там с неких пор 10 тысяч рублей РФ, взамен которых при обмене получил на руки 53 тысячи драмов. Увы, сегодня выручил бы за них не меньше 63 тысяч драмов. Армянская валюта в силу известных исторических реалий всегда была в существенной мере привязана к колебаниям российского рубля, так что ничего удивительного в том, что, укрепившись по отношению к доллару, рубль одновременно укрепляется и в отношении драма. У армянских экспортеров вновь появляются прежние смысл и деловая целесообразность экспортных поставок на обширный рынок России.
Рублю помогают укрепиться сразу несколько факторов. Во-первых, это рекордный профицит внешнеторгового баланса (превышение экспорта над импортом), обусловленный выросшими ценами на российское экспортное сырье и падением импорта из-за платежно-логистических проблем. По оценкам издания The Economist, в этом году у российского бюджета будет профицит в $250 млрд, что вдвое больше, чем в прошлом году. Во-вторых, на ревальвацию рубля повлияли меры правительства и Банка России, а именно обязательство продавать 80% валютной выручки хозсубъектов и повышение ключевой ставки. Но при этом укрепление рубля носит несколько искусственный характер (в части валютных ограничений), поскольку это никак не вяжется с падением российской экономики, которое на этот год прогнозируется на уровне 10-12%.
Как бы то ни было, с соотношением курсов драма и рубля все более-менее понятно, а вот кульбиты армянской валюты в отношении американской менее объяснимы. Напомним, что в какой-то момент драм резко девальвировался к доллару, за который давали порядка 530 драмов, но далее так же резко укрепился – до 450 драмов за доллар. Последнее эксперты связали с резким наплывом в Армению приезжих из России с их валютными кошельками, которые и сбросили курс американской валюты. Но недавно доллар вновь резко укрепился, поднявшись до 490 драмов, хотя фактор приезжих никуда не делся.
В ОДНОЙ ИЗ НЕДАВНИХ ПУБЛИКАЦИЙ МЫ СВЯЗАЛИ ЭТО с повышением ключевой ставки со стороны Федеральной резервной системы США (аналог Центробанка. – А.А.), что теоретически удорожает доллар по всему миру. Но тогда становится непонятной дальнейшая траектория движения армянского драма, который на днях вновь начал укрепляться: сегодня за доллар дают порядка 460 драмов. Это тем более странно, что темпы роста экспорта из Армении, а значит и приток валютной выручки за последние месяц-два серьезно ослаб, хотя, с другой стороны, увеличился объем денежных переводов физических лиц из-за рубежа.
Как бы то ни было, сегодняшний крепкий курс драма на руку импортерам, а вот для экспортеров он создает серьезные проблемы. В этой ситуации финансовый мегарегулятор (ЦБ РА) ведет себя пассивно, просто наблюдая, как с каждым днем рушится очередная мифическая надежда правительства Пашиняна на наращивание экспортных доходов. Причина такого поведения понятна: Центробанк надеется, что наряду с высокой ставкой рефинансирования на сдерживание инфляции в стране будет работать и крепкий драм, что, конечно же, не лишено оснований. Правительству же и, в частности, его экономическому блоку такой курс понравиться никак не может. Известно, что многие страны порой искусственно ослабляют свою нацвалюту, чтобы обеспечить рост экспорта и в целом обеспечить более приемлемые макроэкономические показатели.