Когда Никол Пашинян говорит о необходимости «снижения планки» в вопросе определения статуса Арцаха, многие почему-то думают, что речь идет о том, что армянский премьер готов согласиться на автономный статус Арцаха в составе Азербайджана при условии международных гарантий безопасности населения.
МЕЖДУ ТЕМ НИКОЛ ДУМАЕТ СОВСЕМ НЕ О ТОМ. Точнее, совсем не важно, что думает Никол. Потому что, то, что он думает, не интересует ровным счетом никого. На самом деле тезис о «снижении планки» означает только одно — принятие подходов Азербайджана. А подходы Азербайджана известны: нет такой проблемы — «нагорно-карабахской», и Армения не имеет права совать свой нос в дела Азербайджана и искусственно создавать проблемы там, где их нет….
История с Арменом Григоряном все внятно прояснила. Как известно, наш горе-секретарь Совбеза недавно провел в Брюсселе встречу-переговоры с представителем Азербайджана Хикметом Гаджиевым. А поскольку власть порядком напугана количеством и качеством антиправительственных выступлений в Ереване с требованием отставки Никола, последний дал Григоряну поручение представить эти переговоры в «конструктивном» свете: вот, дескать, как власть отстаивает интересы Армении… Григорян взял под козырек и в эфире Общественного телевидения рассказал о том, как в ответ на «5 пунктов» Баку Ереван представил свои «6 пунктов», касающиеся вопросов прав и безопасности арцахцев, и Баку против этих пунктов не возражал…
Отповедь из Баку пришла быстро. Обвинив Григоряна в намеренном искажении хода приватных переговоров с Гаджиевым, проправительственная пресса Азербайджана осведомила, что на переговорах с Григоряном Гаджиев обсуждал только «5 пунктов» Баку и что «6 пунктов Еревана» это те же подходы Баку в армянском изложении, согласно которым Армения признает территориальную целостность Азербайджана. Что же касается заявлений Григоряна о правах народа Арцаха, которые якобы обсуждались с Гаджиевым, то из Баку дали понять, что вопрос «региона, временно контролируемого российскими миротворцами» вообще не обсуждался, поскольку это «исключительно внутреннее дело Азербайджана». И что единственная конкретная договоренность Григоряна с Гаджиевым заключается в том, что Ереван дал согласие, чтобы ЮНЕСКО провела на территории Армении инспекцию, которая должна выяснить, в каком состоянии находятся памятники «азербайджанского культурного наследия» на территории республики…
Более того, «6 пунктов» Еревана официально уже высмеял глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов, заявив, что «6 пунктов» никак нельзя назвать «предложениями», это просто реакция армянской стороны на предложения Баку.
В качестве аргумента Байрамов «рассекретил» два пункта из 6 «предложений» правительства Пашиняна. Согласно Байрамову, в одном из них официальный Ереван указывает, что предложения Баку, датированные 21-ым февраля, Ереван получил в начале марта… По этому пункту-«предложению» Байрамов посоветовал Еревану обратиться к посредникам, через которых Баку передал свои предложения.
В ДРУГОМ «ПРЕДЛОЖЕНИИ» ЕРЕВАНА, по уверению Байрамова, говорится лишь о том, что Армения не имеет никаких территориальных претензий к Азербайджану, поскольку еще в 1992 году обе страны, будучи членами СНГ, признали территориальную целостность друг друга…
Как видим, из Баку в очередной раз окунули в лужу правительство Пашиняна, а позже дегтя добавил и заместитель главы МИД Азербайджана Халаф Халафов, заявивший, что в процессе делимитации границы между Арменией и Азербайджаном, последнему «будут возвращены семь сел Газахского района и село Кярки в Нахчыванской АР».
«Эти земли являются территорией Азербайджана. Поскольку их возвращение в состав Азербайджана требует процесса делимитации, вопрос будет рассматриваться именно в этом контексте. Переход этих территорий в состав Азербайджана будет обсужден и найдет свое решение», — добавил Халафов.
Категоричные заявления Халафова скорее всего свидетельствуют о том, что предварительное согласие Пашиняна уже получено.