На днях МИД Армении устами своего пресс-секретаря заявил, что азербайджанская сторона не дала содержательного ответа на предложения Армении относительно делимитации границы, отвергнув их и не предложив вариантов реализации договоренностей трехсторонних заявлений. Таким образом МИД РА ответил на заявление руководителя внешнеполитического ведомства Азербайджана Джейхуна Байрамова о том, что у Армении нет правового, политического и морального права выдвигать какие-либо предусловия в вопросе делимитации границы.
ПОДОБНАЯ РЕАКЦИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ СТОРОНЫ была вполне прогнозируема, учитывая, что в роли переговорщика от Армении выступает потерпевшая сокрушительное поражение власть. Ведь с, по сути, капитулировавшей стороной иного разговора ожидать не приходится. Другое дело, что для армянской власти все как гуся вода и она продолжает улавливать "положительные" мессиджи от азербайджано-турецкого тандема. По крайней мере, в ходе совместной с министром ИД Австрии Александром Шаленбергом пресс-конференции Арарат Мирзоян, коснувшись процесс нормализации армяно-турецких отношений вновь заявил, что "есть определенные положительные сигналы, что процесс будет протекать благополучно".
На чем основана подобная уверенность Мирзояна, сказать трудно, учитывая, что армяно-турецкий процесс, как не раз заявляла турецкая сторона, будет проходить "в тесной координации с Азербайджаном в рамках принципа "одна нация – два государства" и что "Турция не будет участвовать в какой-либо инициативе, которую азербайджанский народ и государство сочтут нецелесообразной". Более того, наша власть продолжает настаивать на том (по крайней мере, для внутренней аудитории), что процесс стартовал без предусловий и также будет протекать…
Между тем этот подход азербайджано-турецкого тандема на днях в очередной раз подтвердил пресс-секретарь правящей в Турции Партии справедливости и развития Омер Челик, фактически вновь указав известные предусловия Турции и заявив, что Армения должна согласиться со всем, что предлагают Турция и Азербайджан. Последним, естественно, не по сердцу многомиллионный армянский Спюрк, который, по словам Челика, "отравляет" армяно-турецкие отношения.
Можно ли считать простым совпадением то, что в ходе декабрьской пресс-конференции Пашинян фактически умыл руки в вопросе международного признания Геноцида армян, возложив эту обязанность на плечи Спюрка, или это заявление в контексте "ненавистного" азербайджано-турецкому тандему Спюрка все же исходит из выдвинутых армянской стороне предусловий? Предусловий, которые армянская сторона выполняет, как цуцик, методично вбивая клин между Арменией и Спюрком, который все больше отворачивается от родины – на радость врагам, которые отлично понимают разницу между Арменией со Спюрком и Арменией без Спюрка. Почему этого не понимает нынешняя власть Армении, почему она делает все, что отвернуть от Армении многомиллионную влиятельную Диаспору? Ответ, возможно, мы получим после смены власти.
МЕЖДУ ТЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГД ПОСТЕПЕННО РАСКРЫВАЮТ подход власти в вопросе армяно-турецких отношений. По их мнению, национальные и государственные интересы иногда входят в противоречие друг с другом. И армянские национальные интересы, включающие требование восстановить историческую справедливость, противоречат государственным интересам Армении, которые должны исходить из realpolitik, и именно с этой позиции Армения и вступила в армяно-турецкий процесс. Вряд ли правящая сила не понимает, что национальные и государственные интересы Армении не могут противоречить друг другу, они могут лишь взаимодополнять друг друга. Особо примечательно, что откровения гэдэшников звучат почти параллельно азербайджано-турецким тезисам.
Примечательно также, что озвученный Челиком тезис "Турция не будет участвовать в какой-либо инициативе, которую азербайджанский народ и государство сочтут нецелесообразной" не насторожил министра ИД Армении Арарата Мирзояна, продолжающего слышать "положительные сигналы" там, где их попросту нет. Судите сами. Министр ИД Байрамов заявил: "Азербайджанский народ и государство сочли нецелесообразным" предложения армянской стороны о делимитации, "объяснив", что "у Армении нет правового, политического и морального права выдвигать какие-либо предусловия в вопросе делимитации границы". В чем состоят эти предложения, общественности и политическим силам практически неизвестно. Знают разве что лишь о сомнительном предложении "зеркального" отвода войск, которое азербайджанская сторона, сочтя условием, отвергла, фактически отказавшись вывести свои войска с занятых с 12 мая прошлого года суверенных территорий Армении.
Более того, они, по сути, не только считают "нецелесообразным" подобру-поздорову убраться с нашей территории, но еще и претендуют на "свои исторические земли" Сюник, Севан, Ереван, указывая нам, кто на что имеет право! Они – на все, мы – ни на что, и должны согласиться со всем, что предлагают Турция и Азербайджан…
И с такими "положительными сигналами" эта власть собирается налаживать отношения. Власть (а не государство), которая потерпела сокрушительное поражение, и ей как капитулировавшей стороне Азербайджан и Турция великодушно позволяют соглашаться на то, что они сами соизволят предложить? Ведь на этом фоне понятно, в каком формате, какими вообще могут быть армяно-азербайджанские и армяно-турецкие отношения: Армения практически лишена голоса и права на свою позицию и защиту своего государства, своих границ и своих интересов. Так, может, капитулировавшему Пашиняну и его команде убраться, наконец, и позволить стране встать с колен?