«То, что происходит – это беда. Кто вообще дал основание и право пересматривать границы Армении – почему армянское руководство на ставит этот вопрос?» - констатирует в интервью «ГА» публицист Сергей КАРНАУХОВ.
- Резкая эскалация напряжения на восточной границе 16 ноября, широкомасштабное нападение подразделений ВС Азербайджана, по сути, военная агрессия Азербайджана в отношении Армении – для вас это было ожидаемо?
- Ситуация сейчас является для меня абсолютно ожидаемой. Более того, я бы не назвал происходящее эскалацией. Если смотреть правде в глаза, ситуация в последнее время была в высшей степени напряженной, но пикового ощущения напряженности не возникало, потому что не было столь массового взятия в плен военнослужащих, гибели военнослужащих.
До этого момента Азербайджан «эффект присутствия» реализовывал через диверсионно-террористические провокации. На сей раз имела место попытка грубого разрушения и без того хрупкого, с таким трудом достигнутого мира на Южном Кавказе.
Меня, признаюсь, разочаровывает позиция тех политологов, журналистов, общественных деятелей, которые не преминули использовать ситуацию для расшатывания моста, веками соединявшего два братских народа – армян и россиян. Потому что кивки в сторону России, причем весьма агрессивные, дескать, Россия должна была вмешаться, Россия обязана и сейчас вмешаться, наталкиваются на логическую проблему: Россия должна вмешаться в том случае, если у самой Армении нет военных сил, нет политических, дипломатических и иных возможностей противостоять военной экспансии (она длится уже более полугода) на своей территории соседнего Азербайджана.
Между тем, мы пока не слышали о том, что была поднята в воздух армянская авиация, что были нанесены удары по воинским формированиям азербайджанцев, которые вошли на территорию Армении. Ибо в плане Армении нет никаких спорных территорий, и любой азербайджанец с автоматом, любым видом оружия, пересекший границу, подлежит физическому уничтожению. Точка!
Поэтому я до сих пор не могу понять, почему Армения на политическом поле, через медиа-пространство и соцсети заявляет, что она просит Россию помочь. Причем до сих пор не было никаких официальных обращений, бумаг не поступило ни в ОДКБ, ни в адрес МИД РФ... Никаких документов, создающих правовую основу для вмешательства России в конфликт, Армения не направила. Их не существует.
- Где та точка невозврата, когда Москва определенно вмешается?
- Самое важное: Россию нужно привлекать тогда, когда боевые расчеты, все стратегическое, военное планирование будут показывать, что ресурсов Армении недостаточно для противостояния. Но для этого сама Армения должна начать противостоять! До сих пор в ответ на ураган, врывающийся на территорию Армении, противостояние выражалось лишь локальным сопротивлением из стрелкового оружия. При этом мощнейший арсенал, по сути гниющий сегодня на военных полигонах, не задействуется.
Возникает вопрос: зачем в течение последних десятилетий закупалось это оружие, если, несмотря на войну, несмотря на колоссальное число жертв, перманентные провокации противника на протяжении уже более полугода, оно не используется? И как следствие, другой вопрос: кто может помочь Армении, если сама Армения себе помогать не собирается?!
- Тема демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы, разговоры про карты, хранящиеся в Генштабе российской армии, – что скажете об этом?
- Знаете, вся эта история про карты начинает напоминать анекдотические литературные опусы с описанием всевозможных заговоров и конспирологических сцен. При чем здесь карты? Первый и исходный вопрос, который должна поставить Армения: с чего это вдруг у Азербайджана теперь появились территориальные претензии еще и к самой Армении? И вообще, на каком основании поднимается эта тема?
До внятного объяснения со стороны правительства РА на этот счет, четко выраженной официальной позиции армянского руководства по территориям собственной страны, не может быть разговора ни о чем. Есть карты, нет карт – при чем здесь это?! Безусловно, любые карты есть, но с какого бока их надо приплетать, если граница установлена?!
Между тем, находятся те, кто начинает спекулировать на теме, дескать, Россия дарит карты в обмен на какие-то уступки, Россия заигрывает с Азербайджаном. Абсурд. При этом главный вопрос, который следовало озвучить армянскому руководству, остается висеть в воздухе: кто вообще дал основание и право пересматривать границы Армении?! Какие еще границы и кто будет пересматривать их завтра? А, может, завтра у Грузии возникнут территориальные претензии, или у Ирана - вопросы?
- Каким вы видите развитие ситуации?
- Очень важные события происходят сейчас. И суть их в том, что на наших глазах Азербайджан фактически военным путем ведет позиционную войну, играя с дипломатическим ресурсом России. По сути, они продвигаются на 10 шагов вперед, а дальше это все фиксируют уже ставшим магическим инструментом: «договорились о прекращении огня». А где граница дипломатического иммунитета Азербайджана в сложившейся ситуации? Если азербайджанцы завтра дойдут до Еревана и при посредничестве международного сообщества договорятся о прекращении огня, Ереван это устроит?
Ереван вообще устраивает то, что происходит сегодня на границах и на линии соприкосновения, которая почему-то перешла вглубь территории Армении? Вопрос, как ни крути, ставится о политической субъектности Армении как страны, способной обеспечивать неприкосновенность своих границ. Мы видим, что в течение года границы отсутствуют. Все размыто и при этом абсолютный кисель в политических оценках – в этом киселе, в этой политической жиже ничего нельзя найти, понять.
Главное при лечении любой болезни – диагноз. Он ставится коротко и четко. У человека ангина, его лечат от ангины, не от гангрены. У человека гангрена, его лечат от гангрены, не от ангины.
- То есть у нас нет диагноза происходящего. Например, что в реальности было 16 ноября?
- Вот именно – а что это было? А сколько формирований принимало участие в боевых действиях с обеих сторон, какое оружие применялось, кто на каких позициях находился, что стало поводом для военного столкновения, где кто остановился, какая техника применялась, каковы разведданные, что вообще происходит… Почему этого никто не говорит?
Секретарь Совбеза РА выходит в эфир и начинает разыгрывать российскую карту, требуя от России вмешаться. Пусть скажет, во что вмешаться, куда вмешаться, что там произошло. Понятно, Россия все знает, у России мощнейшая военная разведка, у нас хорошие отношения с Азербайджаном и более чем хорошие отношения с Арменией. Но ведь это все не снимает внешних вопросов. То есть тайную дипломатию можно обсуждать, но есть ли в этом смысл?
- В чем «лечение»? Что, по-вашему, надо делать незамедлительно?
- Если все будет идти нынешним путем, Азербайджан в короткие сроки достигнет военных и политических целей уже на территории Армении. Это будет происходить быстро - с окончательным «перевариванием» самостоятельно мыслящего населения Армении в ту массу, которая попросту будет равнодушно взирать на шествие Азербайджана на исконно армянских землях, взирать на то, как азербайджанцы выдирают хачкары, а на их место ставят какую-нибудь свою символику, удовлетворяющую вкус их военных формирований, в том числе бандформирований, которые со всей вероятностью будут привлекаться к действиям.
Сегодня важнейший вопрос заключается в том, чтобы Армения четко выразила и собственному народу, и союзникам, и всему миру свое отношение к событиям и указала ту границу, до которой она готова терпеть происходящее.
- Вы считаете, нынешнее руководство Армении способно это сделать?
- Это вопрос глубоко политический. Поясню, что имею в виду.
Власть в Армении легитимна, избрана народом, поэтому мы не можем говорить о том, что народ ошибся. Народ избрал, часть его сегодня все еще бьется за Пашиняна и готова глотки перегрызть всем, кто позволяет себе как-то не так о нем говорить. Я могу лишь констатировать: то, что происходит – это беда.
А напоследок, чтобы понять, что реально происходит в Армении, я задам вопрос, без ответа на который все остальные рассуждения не имеют никакого смысла. Чей Карабах, чей Арцах? Это самостоятельная республика, Армения ее признала? Может быть, это часть Армении и есть акт армянского правительства или парламента о признании Арцаха самостоятельным субъектом международных отношений?
Арцах для Армении – что? Он есть или нет? Без ответа на этот вопрос, без преодоления вот этого вот лукавства и трусости, все остальные рассуждения, повторюсь, смысла не имеют. И точка.