Любой человек, знакомый с новейшей мировой историей, вспомнит хотя бы один пример отставки главы какого-либо государства. Речь даже не о европейских демократических государствах, например, о Германии, один из бывших президентов которой Хорст Келер подал в отставку из-за спорного высказывания на экономическую тему, а вслед за ним последовал Кристиан Вульф из-за скандала с банковским вкладом.
В СРАВНИМЫХ С НАМИ ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ показателям странах также были десятки случаев добровольной отставки главы государства. Например, в прошлом году президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков, «переживший» несколько революций, в результате протестов после парламентских выборов добровольно покинул свой пост, а президент Косово Хашим Тачи, один из лидеров в деле обретения независимости от Сербии, подал в отставку, когда в Гаагском суде должно было слушаться его дело.
Как видите, по сравнению с послевоенными реалиями Армении, во всех вышеупомянутых случаях причины отставки вовсе не столь значительны.
Исполняется девятый месяц окончания войны и подписания капитулянтского документа. В течение всех этих месяцев власти Армении и Арцаха не только не говорили о возможности добровольной отставки и всячески продлевали свое пребывание на посту, в конечном итоге организовав собственное воспроизводство, но даже не извинились перед гордыми гражданами РА и всем армянским народом за нанесенный нам непростительный исторический удар.
Речь не идет о ставших частью предвыборной кампании Никола Пашиняна пропагандистских извинениях, демонстративном преклонении перед матерями погибших или целовании их рук, тем более, что, как потом выяснилось, ряд подобных эпизодов был просто инсценирован. Речь, прежде всего, идет о первых послевоенных днях и неделях, обращениях сначала из подвалов, затем и из кабинета премьера, о нескольких прямых эфирах в соцсетях, в которых Пашинян не только не приносил никаких извинений, но и хвастался, призывая своих сторонников готовиться к гражданской мести.
Спустя некоторое время атмосфера несколько разрядилась, однако и тогда ни премьер-министр Армении, ни президент Арцаха не признали свою долю вины и не извинились перед армянским народом, вместо этого, опережая друг друга, обвиняли кого угодно – "бывших", Россию, волонтеров, подразделения специального назначения СНБ, Ванецяна, Царукяна, тысячи и других сил, навешивали ярлыки и оскорбляли требующих их отставки людей, институты и политические силы.
Когда первый президент республики Левон Тер-Петросян 3 февраля 1998 года подал в отставку, он сказал: "Прошу прощения за несделанное и за ошибки". Левону Тер-Петросяну, при котором был освобожден Арцах, одержаны исторические победы, при котором национальные чаяния победили социально-экономические трудности, так и не простился провозглашенный в дальнейшем пораженческий подход - поэтапный вариант арцахского урегулирования, и он ушел.
Роберту Кочаряну и Сержу Саргсяну, их министрам иностранных дел Вардану Осканяну и Эдварду Налбандяну не прощали, когда они намекали на принципы компромиссного урегулирования. Николу Пашиняну продолжает прощаться сдача Арцаха и принесение в жертву тысяч армян.
Более века назад Ованнес Туманян в письме Аветику Исаакяну писал как будто о сегодняшнем дне: "В стольких бедствиях и поражениях не видно ни одного виноватого, никто не понес ответственности и не дал ответа. И никто даже не покончил с собой, чтобы доказать, что в этих людях есть хотя бы стыд и совесть".