Государства и создающие государства народы выделяются прежде всего коллективной исторической памятью, которая, с одной стороны, предполагает наличие перманентной бдительности по отношению к возможным врагам, а с другой - признание собственных ошибок с исключением их в будущем. Осознание угрозы, исходящей от врага, - одна из важнейших опор в самосохранении малых народов. И наоборот: разрушение коллективной памяти, отчуждение, искажение создают почву для сдачи Родины.
НА НЫНЕШНЕМ ЭТАПЕ НАШЕЙ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ВЛАСТЬ и общество проявляют исключительное единство в передаче врагу не только исконных армянских территорий, но и искажении слова, мысли, исторической памяти.
В новой и новейшей мировой истории трудно отыскать второй подобный пример, когда находящиеся в таком региональном и геополитическом положении государство и его население без серьезного сопротивления отдали бы врагу право на отчуждение исторически и географически собственных территорий. Речь идет не о территории какого-либо государства, а о захваченной в ходе военной агрессии земле.
Представьте, к примеру, что президент России Владимир Путин заявит, что, скажем, четыре южных острова Курильской гряды в реальности принадлежат Японии, так как русские там никогда не жили, это не русская земля. А с другой стороны, надо сгладить все разногласия с Японией. Еще более невозможно представить, чтобы Путин, скажем, заявил, что Калининград - это исторический Кенигсберг и его надо возвратить Германии, так как русские там никогда не жили. А Крым следует вернуть Украине, потому что этот полуостров входит в международно признанную территорию Украины, русские же устали от западных санкций.
Трудно представить, чтобы премьер-министр Великобритании Борис Джонсон объявил, что Фолклендские или Мальвинские острова, находящиеся за тысячи километров от Великобритании и насчитывающие всего около 3 тысяч населения, являются аргентинскими и не имеют отношения к национальным интересам британцев.
ТАКИХ ПРИМЕРОВ МОЖНО ПРИВЕСТИ МНОГО и по поводу стран, сравнимых с нашей. Скажем, новоизбранный премьер-министр Израиля Н. Беннет возьмет да и объявит, что 75 лет назад в Иерусалиме палестинцев было больше, чем евреев, а посему Иерусалим не может быть столицей всех евреев или Государства Израиль.
Бывший многолетний премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху периодически посещал Голанские высоты, которые Советом Безопасности ООН признаны суверенной территорией Сирии. Более того, он как-то провел там заседание правительства, заявив, что никогда не уступит эти высоты Сирии. Бывший президент США Д. Трамп даже поддерживал Нетаньяху в этом вопросе и признавал Голанские высоты израильской территорией.
В нашем случае, если сравнить, такое выглядело бы следующим образом: Н. Пашинян до войны проводит заседание правительства, скажем, в Карвачаре или Акне (но не в Шуши или Степанакерте), а президент России В. Путин оказывает ему содействие. Естественно, в силу ряда обстоятельств это неосуществимый сценарий.
Довоенные визиты Н. Пашиняна в Степанакерт и другие населенные пункты Арцаха, его фраза "Арцах - это Армения, и точка!" не стоят ни гроша. Так как в течение 9 месяцев после бесславного окончания войны он так и не побывал в Степанакерте, не говорил о необходимости деоккупации Арцаха, ограничившись лишь пустым лозунгом "Будущее есть!"