Село Тагавард Мартунинского района Карабаха в прямом смысле разделено на две части. Верхняя (большая) часть села в результате войны оказалась под контролем азербайджанцев, нижняя – осталась у армян. Из 600 га земли общины армянской стороне перепало лишь около 100 га, причем 20 из них – в опасной зоне.
Больше половины жителей села по итогам войны в Карабахе остались без жилья, остальные потеряли сельхозугодья и пастбища. Оставшаяся под контролем армян часть Тагаварда находится в окружении азербайджанских позиций. Из-за невозможности пасти скот, сельчане просто распродают что имеют, вернее то, что осталось (часть животных потеряна еще во время войны).
На той стороне, которая осталась под контролем ВС Азербайджана, сейчас позиции. Часть из них приходится на сельхозугодья Эльмиры и Шуры Алавердян. Теперь уже бывшие хозяева видят свои прежние владения невооруженным взглядом.
Сельские "горожане"
Эльмира Алавердян покинула Тагавард на рассвете 27 октября, когда азербайджанцы были уже на подступах к селу. В этот же день, артиллерийская мина разворотила крышу дома, хлев, винный погреб.
"Я медсестра. Учитывая, что госпиталь был далеко, легкораненых перевязывала здесь. Наверное, я была последней женщиной, которая покинула село", - говорит Эльмира.
Они с мужем вернулись домой через месяц после заключения перемирия – в середине декабря. А вот их пшеничные поля и яблоневый сад остались под контролем азербайджанцев. Скотину семья держит в хлеву - ее не выпускают, иначе может по привычке пойти к пастбищам — на "ту сторону".
У семьи остался всего лишь огород рядом с домом – да и тот хорошо виден с азербайджанских позиций. Расстояние всего-то несколько сот метров.
Эльмира показывает на азербайджанские позиции в различных направлениях – село окружено почти со всех сторон. На вопрос, не боится ли, женщина отвечает: "боюсь, конечно, но куда деваться".
"Лес тоже у них. Не знаем, где зимой будем брать дрова и сено для скотины. Превратились в "горожан", - добавляет она.
Эльмира родом из села Туми Гадрутского района. Оно тоже под контролем Азербайджана, поэтому идти им и некуда. "Здесь наша родина, здесь мы и останемся", - говорит Эльмира.
Ее муж - 66-летний Шура, добавляет – жить здесь "слаще всего". И даже снаряд от "Града" в стоге сена его уже не смущает.
Неразорвавшийся снаряд не пробовали достать: мужчине сказали "потихоньку кормите сеном скотину, там будет видно".
Под прицелом противника
Каждый день в селе слышны выстрелы с азербайджанских позиций. Иногда между армянскими и азербайджанскими военнослужащими возникает словесная перепалка (расстояние доходит до 40 метров) , бывает слышна и ругань.
А более месяца назад азербайджанцы пригрозили обстрелом села, если армянские военные не спустят карабахский флаг, установленный перед их позициями.
Для того, чтобы ситуация не переросла в столкновения прибыли даже российские военнослужащие. На другой позиции азербайджанцы обстреляли арцахский флаг.
"Наши (военные, ред.) в итоге сняли флаг в целях нашей безопасности. Село слишком близко от позиций. Теперь на месте карабахского флага развевается армянский триколор", - рассказывает Шура.
Без земли и без работы
Тагавард одно из крупнейших сел в Карабахе, в нем проживало порядка 1318 жителей. Оно простирается вверх по склонам на 7 км. После войны под контролем Азербайджана, по словам замглавы общины Севака Хачатряна, осталось около 190 домов.
В оставшейся части села - всего 124 дома - проживает 594 человека.
Учитывая нынешнее расположение азербайджанских позиций – фактическое окружение, в селе в большинстве своем остались мужчины.
Есть женщины и дети, но их мало – и по большей части они проживают в самой нижней части села ближе к Красному Базару – там чуть безопаснее. Семья самого Хачатряна тоже осталась жить в селе.
Но если ситуация не изменится, то многие будут вынуждены уехать. После потери пастбищ основной заработок на селе - работа в госсекторе (к примеру, в школе).