Дорога, соединяющая села укрупненной общины Сотк Гегаркуникской области, проходит рядом с пшеничными полями, необработанными земельными участками и даже азербайджанскими кладбищами. С дороги видны надгробия, характерные для мусульманской веры и культуры.
Дело в том, что в некоторых селах, входящих в общину Сотк, в советские годы жили азербайджанцы – они покинули местность во время первой карабахской войны, оставив здесь могилы своих предков. А перемещенные с территории Азербайджана и переселившиеся сюда армяне эти могилы не трогали.
"Мы сохранили даже их могилы", — в беседе со Sputnik Армения, отмечая разницу в отношении армян и азербайджанцев друг к другу, сказала уроженка Гандзака (Кировабад) Наира Григорян, проживающая сегодня в селе Гегамасар.
"А теперь пойдите и попробуйте найти в Азербайджане хоть один памятник армянской культуры", — говорит она.
В наш разговор вмешивается еще один житель села, который был перемещен в 1989 году из села Джагир Шамхорского района Азербайджана.
"Почему только могилы? В нашем селе была старая церковь, прямо в центре села. Правда, в советские годы она не действовала, но осталась стоять, как стояла. Сейчас в Сети крутятся фотографии и видео, сделанные азербайджанцами в нашем селе, а церкви не видно. Могилы тоже были разрушены. Память наших предков осквернили и стерли", — говорит мужчина.
Мы останавливаемся возле азербайджанского кладбища, что по дороге из Гегамасара в Покр Масрик, чтобы увидеть и зафиксировать, хорошо ли сохранились надгробия.
Они не только стоят, но и практически невредимы. Надписи — имена и даты — хорошо видны на лицевой части. На некоторых даже сохранились фотографии. По некоторым поврежденным надгробиям видно, что они повреждены под воздействием природы и времени, перекосились, потрескались, но не разрушены преднамеренно.
Следует отметить, что самые старые из надгробий, судя по надписям на них, были установлены в 1930-е годы, что свидетельствует о том, что первые азербайджанцы жили в этих селах с начала 20 века.
Следующее азербайджанское кладбище, которое мы встретили по пути, также раскрывает интересную деталь армянского менталитета. По обе стороны от него находятся пшеничные поля. Но армянские земледельцы не сравняли с землей память о предках врага - между тем, могли бы последовать его примеру, разрушить и получить дополнительный участок земли.
В этих условиях, когда в Азербайджане регулярно разрушают церкви, и вандалы наводняют сеть видеозаписями собственных "геройств", Азербайджан подает жалобу на Армению в ЕСПЧ о том, что якобы армяне разрушают их памятники.
Представитель Армении в ЕСПЧ Егише Киракосян в беседе со Sputnik Армения отметил, что пока не знаком с содержанием жалобы. По его словам, еще необходимо понять, какие факты представил Азербайджан. Тем не менее, он убежден, что обвинения не могут быть обоснованными, а Армении будет довольно легко выдвинуть контраргументы.
"В отличие от азербайджанской действительности, у нас отсутствуют факты преднамеренности, потому что мы никогда не руководствовались и не руководствуемся политикой последовательного разрушения. Возможно, есть некоторые заброшенные места, заброшенные памятники, но у людей нет тенденции их преднамеренного уничтожения", — говорит Киракосян.
По его словам, осквернение армянских культурных объектов, в том числе кладбищ и надгробий, уже стали обычным действием для азербайджанских властей. Даже в невоенное, мирное время они всегда проводили эту политику.
"Как в случае с Арцахом, так и с Нахичеванью главной целью было желание изгнать армян и действовать в соответствии с их логикой фальсификации истории. Они фальсифицировали историю еще с советских времен, причем путем уничтожения армянского культурного наследия, представляя его как албанское, агванское, удинское", — говорит Егише Киракосян.
Отметим, что в 1989 году Армения, по принуждению советских властей и решением правительства Армянской ССР, выплатила компенсацию, эквивалентную 110 миллионам долларам США 14,5 тысячам азербайджанских семей за имущество, оставленное ими на территории Армении. Между тем, более 400 000 перемещенных из Азербайджана армян до сих пор не получили от Баку никакой компенсации, покинув эту страну из-за непосредственных угроз жизни, с вытекающими отсюда имущественно-материальными и моральными потерями.