Немножко непонятно, почему на совещании в Министерстве по градостроительству Арцаха должны обсуждаться вопросы произошедшей осенью прошлого года войны. Может, потому, что была она, война эта, проиграна. А значит, неловко гордиться даже тем, чем когда-то было не грех гордиться, перечисляя разные там квадратуры, конструкции, рабочие проекты и прочее. Понятно ведь, о чем идет речь… О той самой Третьей Арцахской войне. С горечью повторимся еще раз: проигранной. Подробности поражения напоминать не станем - будет еще горше. Сжалимся над собой.
НАД СОБОЙ, НАД СОБОЙ смилостивимся… Ибо это - да, оправданно. Правомерно даже. Это ведь мы, стар и млад, собирали для фронта все, что должно было помочь фронту. То бишь солдатам, вставшим живым заслоном врагу. Нашим, армянским солдатам, стоявшим насмерть. Это ведь мы с первых же дней войны бросились к военкоматам, не особо и рассуждая о собственной подзабытой или даже несущественной пользе этим самым нашим солдатам, помощь которым должна была быть организована вовсе не стихийно. Это ведь мы, прильнув к экранам телевизоров, ловили каждое слово штабного военного обозревателя, радуясь успехам наших солдат. Даже не подозревая о том, что, не разжевывая, проглатываем наглую ложь вместо чистой и неподдельной правды. И не догадываясь, что очень скоро наступит день, когда ложь, которой кормили нас все сорок четыре дня, окажется оскорбительной. Ибо ложью этой – пороком низким и презренным - нам всем плюнут в душу. Чтобы потом еще одним пороком - циничным лицемерием - заплатить за наше простодушие.
Вот одно из таких лицемерных заявлений. Принадлежит оно не кому-нибудь, а президенту Арцаха Араику Арутюняну. Вообще-то слово «президент» тут не совсем, а то и вовсе неуместно, но… так сообщают информагентства. Так вот, этот самый президент на совещании в Министерстве градостроительства «заявил, что итоги войны для него были ясны еще в начале октября 2020 года». Это, между прочим, ему, которому в начале октября 2020 года война показалась чуть ли не легким развлечением. Вспомним, как пафосно, почти что торжественно, он восклицал перед камерой телеоператора: «Они хотят войны? Они ее получат!».
Ни дать, ни взять - Аль Пачино в роли Майкла Карлеоне из «Крестного отца». Потому что показалось нашему, так сказать, «анике-президенту», что он сможет сыграть роль крутого парня в хэбэшной робе. Правда, играть чужую роль намного легче, чем свою собственную, однако ведь и собственной-то у «Араика-Пачино» не было. И в начале октября, и даже раньше. Ибо ему, «провидцу» итогов войны, помешали, оказывается, политические силы в Армении, которые «не смогли достичь консенсуса по скорейшему прекращению боевых действий».
То есть стреляют пушки, гибнут соотечественники, а парламент совещается: стрелять или не стрелять. А премьер, как главнокомандующий, перерождается не в кого-нибудь, а в модератора на научной конференции. Это вовсе не смешно. И даже не грустно. Это попросту подло.
Так же подло, как прикрываться ложным, а точнее, притворным патриотизмом: мол, политическим силам казалось, что, прекратив войну, они прослывут предателями. Детский лепет, невменяемость или что-то другое, не поддающееся восприятию адекватности государственных мужей? Или их адекватность заключается в том, чтобы в мирное время прилюдно мыть ковры на главной магистрали города, а в военное – демонстративно пить на передовой кофе с солдатами? Тоже ведь цинизм, какой поискать еще надо: пить кофе, зная, что скоро пить будет не с кем. Лишь фотография останется, и вряд ли – на добрую память.
А НА ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ ОСТАНЕТСЯ предательство. Но только собственное, а не чье-нибудь, как очень хочется представить Араику Арутюняну, разглагольствующему на совещании в Министерстве градостроительства о вещах ему, кажется, малопонятных. Ну вот, к примеру: «В целом, говоря об основных причинах поражения, он отметил, что после майского перемирия 1994 года военно-политическое руководство Армении и Нагорного Карабаха так и не извлекло нужных уроков из мирового опыта. Имея преимущество на переговорах, власти тогда не смогли добиться благоприятных решений».
Однако, какой пассаж! Еще один камешек в огород «бывших». Только вот почему бы ему, Араику Арутюняну, на себя не оборотиться? Известно, что в первые годы после Первой карабахской войны он подвизался на ниве бизнеса и весьма преуспел. Банк, гостиница и прочая «мелочь» в денежном выражении. А дальше уже не мелочь. Дальше - винный комбинат в поселке Кармир Шука, орошаемые поля под зерновые и прочую съедобную растительность, еще, возможно, что-то где-то из той же сферы бизнеса… Но народная молва ходу дальше не дает, обобщая «явление Араика» одним емким сказочным именем «маркиз Карабас». Впрочем, уже не только маркиз, но и государственный муж – премьер-министр. То есть полноправный член военно-политического руководства Арцаха. Чего же, спрашивается, этот самый член не извлек «нужных уроков из мирового опыта»?
А потому не извлек, что вряд ли знает Араик вообще что-нибудь об этом самом мировом опыте, на который ссылается с умным выражением лица. К примеру, слышал ли он, какую оценку дал некий полковник американской армии всем конфликтам, в которых США «пришлось» поучаствовать? Отвечая политикам, настаивающим на том, что США обладает сильнейшей армией на планете, полковник сказал: «Мы не продемонстрировали способности достигать заявленных нами политических целей убедительно и по приемлемой цене».
Это – про Америку с ее мощной экономикой, не боящейся коррупции в собственном государственном устройстве на протяжении всего своего существования. А у нас - Карабах с его сильнейшей, по характеристике одного очень бравого и некогда очень популярного русского генерала, армией в Закавказье, но с той же коррупцией в государственном устройстве, шестеренки которой усердно смазывал сам же Араик Арутюнян. Подтекст, надеюсь, понятен. Так что, не надо никаких «бла-бла-бла»…
Не надо их и по поводу еще одной «ошибки» в интерпретации Арутюняна. Он, видите ли, считает, что «тогдашние власти ничего не предприняли» для того, чтобы депортированное «в июне 1992 года армянское население Шаумяна, некоторых сел Мартакерта, Гадрута, Мартуни и Аскерана» осталось в Нагорном Карабахе. Это как, спрашивается? И чего же ты сам ничего не предпринял, чтобы в сентябре 2020 года дороги из Степанакерта в Ереван не были запружены вовсе не депортированным населением? Это не упрек Арутюняну, как главе государства, это упрек его политическому скудоумию. Впрочем, и лукавству тоже. Ведь по Арутюняну выходит, что если бы население Нагорного Карабаха составляло не 145 тысяч, а свыше 200 тысяч, то «тогда война привела бы к иным результатам».
Это что, ирония замороженного мышления «а ля Никол Пашинян» или очередная порция цинизма? Думать о людях не иначе, как о пушечном мясе, их, видимо, жизнь еще не научила. И уже вряд ли научит. Это ведь не рапс выращивать и не премии выплачивать за счет налогоплательщиков.
Так что очень даже правильный заголовок был поставлен одной из газет (речь о «ГА» - Ред.), перепечатавшей сообщение информагентства о совещании в Министерстве градостроительства Арцаха. Все верно: «Араик Арутюнян идет по стопам Пашиняна: Виновны все, кроме него».