Израильтяне используют как челночную дипломатию, так и откровенные диверсии и ракетные удары, чтобы спровоцировать прямое вооруженное противостояние с Ираном, которое не сможет проигнорировать руководство США.
Иранская сделка ни к чему не обязывает Израиль
Обеспокоенность Израиля венской встречей стран-подписантов Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранскому "ядерному" соглашению можно было предсказать задолго до того, как станут известны подробности и результаты первой очной встречи в столице Австрии. Сейчас же, когда стало ясно, что Соединенные Штаты готовы на определенные уступки по санкциям и хотят вернуться в рамки "ядерной" сделки с Ираном, уровень обеспокоенности в Тель-Авиве буквально зашкаливает.
А когда руководитель пресс-службы Госдепа Нед Прайс допустил частичную отмену санкций против Ирана, то стало понятно - Вашингтон на самом деле подумывает над тем, чтобы восстановить свое членство в списке подписантов СВПД.
Сразу же вслед за высказыванием Неда Прайса стало известно, что ответное заявление сделал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
Он сказал буквально следующее: "Ядерная сделка с Ираном снова на столе, соглашение с Ираном, которое проложит ему на международном уровне путь к ядерному оружию, грозящему Израилю уничтожением, такое соглашение ни в коей мере ни к чему не обяжет Израиль. Есть только одно, что нас обязывает: помешать тем, кто намеревается уничтожить нас… Нашим ближайшим друзьям я говорю: не совершайте ошибку".
Говоря о ближайших друзьях, которые не должны "совершить ошибок", Нетаньяху, конечно же, в первую очередь имел в виду Соединенные Штаты.
Ни Москва с Пекином, ни европейские столицы-подписанты "ядерного" соглашения - Берлин, Лондон, Париж - не беспокоят Тель-Авив. Для израильского руководства позиция Вашингтона гораздо важнее по целому ряду причин. Хотя бы потому, что несогласие нынешней американской дипломатии вернуться в рамки иранской "ядерной" сделки развязало бы им, израильтянам, руки.
Развязало бы в том плане, что в случае необходимости в Тель-Авиве могли бы решиться и на резкие телодвижения, вплоть до ракетно-бомбового удара по иранским ядерным лабораториям. Сейчас же высказывание руководителя пресс-службы американского Госдепа говорит о том, что нынешняя администрация США подобный расклад не одобряет. Просто не хочет провоцировать и ввязываться в новое военное противостояние на Ближнем Востоке.
В борьбе с Ираном Израиль готов на все
Сейчас внимание и Белого Дома, и Госдепа, и Пентагона зациклено не на ближневосточных реалиях, а гораздо восточнее — на азиатско-тихоокеанских регионах. Где, как чувствуют в Вашингтоне, активная политика Китая буквально выбивает почву из-под ног американской дипломатии. А еще особого внимания политической элиты Соединенных Штатов требует ситуация, складывающаяся на Донбассе.
Там Украина раз за разом требует у США заверений в том, что именно ее они поддерживают и в случае широкомасштабных военных действий защитят ее от "российской угрозы". Понятно, что когда американцам приходится концентрировать свои дипломатические силы на этих двух направлениях, то администрации Байдена попросту хочется поскорее завязать и с "ядерным" Ираном, и с обогащаемым ураном.
И активизация Израиля, все время дергающего своего заокеанского партнера по поводу опасности, которая грозит со стороны Ирана, не может нравиться Соединенным Штатам. А ведь Тель-Авив не просто "дергает за рукав". Сразу же после венской встречи израильтяне целенаправленно обострили ситуацию везде, докуда могут их военные дотянуться.
Речь, в первую очередь, о сирийских военных инфраструктурах вблизи Дамаска, которые израильтяне приписывают иранским армейским инструкторам. По ним был нанесен ракетный удар истребителей, вторгшихся в небо Ливана и Голанских высот. Большую часть ракет сбили сирийские ПВО, однако некоторые достигли цели. По официальным данным, ранено четверо.
Однако лишь Дамаском на сей раз дело не ограничилось. Израиль сам проинформировал своего заокеанского партнера о том, что ровно в день венской встречи он нанес удар по иранскому судну "Савиз" в Красном море. Этот корабль иранская разведка приписывает Корпусу стражей Исламской революции.
Якобы она является плавучей базой КСИР, которая занимается разведывательной и диверсионной деятельностью на стыке торговых морских путей между Аравийским полуостровом и Африкой. Под днищем корабля сработала магнитная бомба. Фактически Тель-Авив чуть ли не силком втягивает Вашингтон в противостояние в регионе, откуда Соединенные Штаты с удовольствием оттянули бы свои как военные, так и дипломатические силы.
Израильтяне рассчитывают даже на Саудовскую Аравию
На самом деле Израилю в случае самостоятельных действий против Ирана, без поддержки американцев, ничего не светит как в военном, так и в дипломатическом контексте. Любые шаги должны быть согласованы как с Госдепом (речь о дипломатических шагах), так и с Пентагоном (если речь идет о военных действиях). В противном случае даже сиюминутная победа дипломатов и военных из Тель-Авива может обернуться серьезным поражением в средней и дальней перспективе.
Поэтому израильское руководство предпринимает активные шаги, направленные на то, чтобы убедить высокопоставленных американских чиновников в опасности, которую представляет не только для них, но и для многих других стран региона в целом иранское "ядерное" соглашение.
Ведь там, на Ближнем Востоке, есть и другие союзники США. Саудовская Аравия, например, уверена, что Соединенные Штаты просто обязаны заставить Иран расширить рамки СВПД за счет тех самых злополучных баллистических и ракетных программ. Равно как и принудить Тегеран отказаться от "агрессивной политики" в регионе Ближнего Востока.
На самом деле в Тель-Авиве серьезно надеются на то, что в списке арабских столиц есть много таких, которые могут помочь им убедить Вашингтон отказаться от возвращения в рамки иранского "ядерного" соглашения в прежнем виде, на котором настаивают не только Тегеран, но и Москва с Пекином.
А еще израильтяне начали своего рода "челночную дипломатию". Скоро примут в Тель-Авиве министра обороны США Ллойда Остина, с которым, конечно же, будут говорить об опасности, грозящей "всему цивилизованному миру" со стороны Ирана. Встречаться он будет и со своим коллегой Бенни Ганцем, и с министром иностранных дел Габи Ашкенази, и самим премьер-министром Биньямином Нетаньяху.
А в обратном направлении, из Тель-Авива в Вашингтон, поедет руководитель "Моссада" (израильская внешняя разведка) Йоси Коэн. Он будет убеждать своих американских коллег в том, что Иран ведет "нечестную" игру и какие-то серьезные исследования в своих ядерных лабораториях просто скрывает как от американцев, так и от всего мирового сообщества.