В начале марта в социальных сетях и СМИ появились сообщения о каких-то "демаркационных" работах азербайджанских и российских военных близ села Азатамут в Тавушской области Армении. Якобы на территории бывшего азербайджанского эксклава проводится обмер территории. Корреспондент Sputnik Армения побывал на месте и пообщался с губернатором области Айком Чобаняном. Ситуация прояснилась, информация оказалась ложной, но показала, что жители области живут в тревоге. Что их беспокоит и с какими проблемами они сталкиваются сейчас - в нашем материале.
Как живет Азатамут?
Староста Азатамута Артур Бегинян рассказал Sputnik Армения, что слухи об "азербайджанских солдатах" в селе оказались стрессовыми для его жителей.
В целом ситуация на границе спокойная, после перемирия 9 ноября сельчане постепенно возвращаются к обычной жизни, прежним заботам.
В советское время Азатамут имел статус поселка городского типа, благодаря действующему бентонитовому комбинату, который сейчас работает на 2% прежней мощности. Если еще 30 лет назад здесь работали более тысячи человек, то сейчас всего около 50. Именно поэтому земель сельскохозяйственного назначения в селе с населением в 3325 человек практически нет. Вот и вынуждены люди выезжать на заработки в соседние общины, а то и вовсе в Россию.
Жители села ожидают, что ситуацию немного исправит запускаемый филиал Иджеванской швейной фабрики на 150 человек.
Староста с гордостью рассказывает о местном футбольном клубе "Бентонит", танцевальном и художественном кружках.
Мужчины, собравшиеся в "гехамеч" (центр села, где собираются люди для беседы - ред), не жалуют ни власти, ни оппозицию. А вот времени промыть кости и тем, и другим у них вдоволь. Ведь проблема занятости стоит особенно остро.
Земель и пастбищ у села нет, а обещанный статус "поселок городского типа" Азатамут так и не получил. Со статусом, по мнению жителей села, увеличится бюджет, и, возможно, появятся рабочие места.
"Самый острый вопрос – отсутствие рабочих мест. У меня дочь закончила университет, нигде устроиться не может. А я пенсионер, как нам жить?", - говорит Миша, ему вторят и другие.
За последние годы здесь мало что изменилось, разве только несколько крыш на зданиях заменены.
На фоне этих проблем политические распри только разделяют народ, а живущие на границе нуждаются в хорошем тыле. Все-таки "границу защищает на границе живущий, а жители Азатамута никогда не покидали село, даже в 90-х".
Что же Беркабер?
Чуть севернее Азатамута в приграничном селе Беркабер ситуация схожая. Основной вопрос – проблема занятости.
Беркабер, в отличие от Азатамута, можно считать "классическим". Жители села (всего около 100 семей) заняты, в основном, сельским хозяйством и скотоводством – но здесь возможности также ограничены. Проблема упирается в отсутствие пахотных земель. Еще в 90-х большая часть сельхозземель (самых плодородных) осталась "на той стороне" – Азербайджан установил контроль над ними по ту сторону Беркаберского (Джогазского) водохранилища, примыкающего к селу.
"Из-за этого на семью в среднем приходится от 3 тысяч кв. м. до 0,5-1 га. За последние 4-5 лет в селе построили около 15 га садов с капельным орошением", - рассказал Sputnik Армения староста села Тигран Арутюнян.
Сейчас особенно актуален вопрос орошения оставшихся у села сельскохозяйственных земель - это порядка 120 га земли. Чтобы решить вопрос орошения земель будет построена помповая станция с несколькими насосами.
"Сейчас эти земли не орошаются, используются, в основном, под зерновые. После постройки станции земля наконец "утолит жажду", - рассказал Арутюнян.
Финансируемый правительством и благотворительными фондами проект будет начат в июле и завершен до конца года.
Следует отметить, что масштабный ирригационный проект коснется не только села Беркабер, но и других 34 населенных пунктов Тавушской области. Более детально о нем рассказал Sputnik Армения губернатор Тавушской области Айк Чобанян.
Нехватка земель в Беркабере сказывается и на животноводстве, много не разведешь, а держать 1-2 коровы экономически невыгодно. В селе есть небольшая швейная фабрика на несколько человек, шьют униформы на заказ, действует детский сад и даже летнее кафе "Экстрим".
Местные жители не ждут "манны небесной", но помощь им нужна. Миша Худавердян например, уже давно мечтает о "жатке" (комбайн), чтобы обрабатывать свои сады. Ему предлагали воспользоваться одной из программ содействия, но дали для оформления "большую кипу документов", а он, не разобравшись, отказался.
"В селе у нас люди работящие, друг другу помогают. Если будут программы содействия, например в предоставлении сельхозтехники, то было бы неплохо. Я не жалуюсь. Если и этого не будет, все равно жить будем", - говорит Худавердян.
Кстати, в 2018 году здесь решили один из важнейших вопросов – к селу подвели трубу с питьевой водой. И хотя, по словам старосты, в дома вода еще не подведена (в селе действует несколько колонок), но нашли выгодный вариант. "Остается довести до ума проект, найти средства", - говорит Арутюнян.
Еще одной давней проблемой в селе было отсутствие асфальта. Ведь в последний раз дорогу до села - от основной трассы Ереван-Иджеван-Тбилиси - ремонтировали в 70-х годах.
"30 лет всем селом боролись за новый асфальт и, в конце концов, в сентябре 2020-го, прямо перед войной закончили. Это для нас было, можно сказать, мечтой", - говорит Арутюнян.
На эти его слова в село заезжают фуры. И пока мы удивляемся, староста поясняет: дорога настолько благоустроенная, что водители фур путают ее с межобластной, и часто заезжают в село по ошибке.
К счастью, несмотря на соседство с Азербайджаном, в последние годы здесь спокойно. Даже во время июльских боев в 2020 году здесь не стреляли, хотя расстояние между позициями своих и чужих доходит до 30 метров.
В следующем материале мы расскажем о работах по восстановлению сел Неркин Кармир Ахпюр и Айгепар, пострадавших после обстрелов Азербайджана в июле 2020 года.