Международный рынок вооружений, равно как и всякие корпорации в сфере ВПК, производящие оружие, являются одним из основных факторов глобальной политики, где, между прочим, действует своеобразный "закон джунглей". То, что разрешено сверхдержавам и крупным регионарным акторам, недопустимо для стран мелких, не имеющих серьезного экономического веса и научного потенциала.
Турция пытается заполучить побольше преференций
Другое дело, что во время схваток на геополитической арене, где эти самые сверхдержавы и региональные лидеры рвут друг другу глотки, фактор вооружений становится для этих самых мелких стран козырной картой, рычагом откровенно идеологическим и действенным.
Например, ситуация, которая складывается вокруг зенитно-ракетных комплексов С-400 российского производства, которые купила Турция. Кризису вокруг ЗРК С-400 еще на стадии переговоров, которые вели Москва и Анкара, было предопределено стать тем самым решающим фактором.
Сделку, способную расшатать в сознании обывателя позиции такого мощного военного блока, как НАТО, до сих пор очень тяжело переносят и в Вашингтоне, и в Брюсселе, да и в крупных европейских столицах. Там (особенно в США) от злости готовы разорвать натовского партнера - вводят санкции, ведут закулисные переговоры, и вообще оказывают колоссальное экономическое и финансовое давление на Анкару.
Следует понимать, что речь идет не только о 2,4 млрд долларов, которые "уплыли" из рук американских производителей оружия к их более успешным российским конкурентам. Здесь для тех же американцев, да и всех остальных представителей Североатлантического альянса, как говорится, "дело принципа". Вот и пытаются всеми способами заставить Турцию и ее президента Реджепа Тайипа Эрдогана отказаться от сделки, свернуть работы по испытаниям и установке комплексов "Триумф".
И не факт, что Анкара под этим давлением в итоге устоит. Скорее, наоборот: уже сейчас очевидно, что Турция просто пытается "продать" свою позицию подороже, по максимуму вырвать у американских дипломатов политические преференции за отказ от российского оружия.
Соблазнительные, но опасные "пряники" для Киева
Турция – один из немногих региональных лидеров, страна с достаточно развитой экономикой, с населением порядка 90 миллионов, с удобнейшим географическим положением. Страна, контролирующая Босфор и Дарданеллы, то есть вход в Черное море. Страна, претендующая играть на международной политической арене на равных с такими крупными акторами, как Российская Федерация, Соединенные Штаты, Китай, Евросоюз... Европейцев, кстати, турки нередко и переигрывают, пользуясь тем, что в ЕС нет жесткой властной вертикали, как в Турции.
Однако даже этой самой Турции и ее мастерски лавирующему лидеру приходится ох как нелегко в политических маневрах. Что уж говорить о странах без серьезной экономики, коими являются, скажем, Украина или Армения? Странам, которыми сверхдержавы и региональные лидеры откровенно жонглируют на политических подмостках, используя друг против друга в борьбе за свои геополитические интересы. Ведь та же Украина, например, явно используется Соединенными Штатами и Евросоюзом против Российской Федерации как в геополитическом, так и в идеологическом аспектах.
И в этой борьбе в ход идут всякие "пряники", которыми Киев соблазняют Вашингтон и европейские столицы. Это могут быть и противотанковые ракетные комплексы "Джавелин", и старые артиллерийские установки натовского стандарта, и даже надувные катера для военно-морского спецназа.
Кстати, не только США и европейцы этим балуются. Турки предлагают Украине ударные БПЛА собственного производства (те самые "Байрактары"). При этом утверждается, мол, они очень эффективны против российских комплексов (в качестве примеров упоминаются, например, "Панцири").
И никто же не объясняет, что "Панцири" эти в свое время попали в Ливию через третью арабскую страну (согласно некоторым источникам, это был то ли Катар, то ли ОАЭ), и что в армии Хафтара пользоваться этим грозным оружием попросту не умеют. Да и зачем им это сейчас объяснять, если кроме геополитической и идеологической составляющей, эти страны – Россия и Турция – еще и конкурируют на рынке вооружений.
В любом случае насчет "Искандера" было не смешно, а стыдно
Не расскажут также о том, что уже запущенные в производство в России БПЛА "Охотники" - это вооружение покруче, чем все имеющиеся на вооружении Израиля и Турции беспилотники вместе взятые. Будь это "Байрактары" или же те самые израильские беспилотники, производимые лидерами в этой области - корпорациями Elbit Systems, Aeronautics, Rafael и Israel Aerospace Industries.
На международном рынке (вооружение, техника, автомобили, продовольствие и все остальное) действуют свои законы, и подсиживать конкурентов – это в порядке вещей. К подобным же провокационным действиям можно отнести и скандальную историю с "Искандерами", которую совершенно неожиданно, вдруг начал раскручивать премьер-министр Армении Никол Пашинян.
Это потом уже вдруг выясняется, что каких-либо претензий армянская сторона к российскому вооружению не имеет, наоборот. Разве что откровенно русофобски настроенный депутат, непонятно каким способом попавший в парламент (по спискам правящего блока, из фракции которой очень быстро вышел, но мандат сохранил), сейчас способен говорить о том, что война в Карабахе была проиграна, потому что оружие, видите ли, было "нехорошее, несовременное". Кому-то это все может показаться смешным, кому-то – откровенной глупостью.
Однако заявление касается ракетных комплексов "Искандер", которые наравне с танками "Армата", гиперзвуковыми ракетами "Кинжал", истребителями пятого поколения Су-57, являются основой одной из самых мощных армий мира – российских ВС.
И говорить об "Искандерах", мол, "взорвался на 10 процентов", - это не смешно, а просто стыдно. Тем более премьеру, который в дни войны с Карабахом самовольно взял на себя обязанности Верховного главнокомандующего. Ведь согласно Конституции, премьер не имел права брать на себя командование армией, поскольку война Армении не была объявлена. А сейчас еще вдруг оказывается, что армией командовал человек, который оказался не в курсе, применялся ли "Искандер" во время боевых действий или нет. Насколько это реально?
А может, заявляя подобную чушь, руководитель Армении выполнял чей-то заказ? Скажем, той страны, чьи военные корпорации жестко "схлестнулись" с тем же российским ВПК на международном рынке вооружений? И тот самый горе-депутат сейчас продолжает гнуть ту линию, которую и проложил премьер?