Армения рада любым транспортным диверсификациям, учитывая сложившиеся реалии и проблемы, возникающие с единственной сухопутной дорогой в Россию через КПП "Верхний Ларс". В этом контексте реализация предложения Абхазии о запуске железнодорожного пути через свою территорию может обеспечить альтернативу Ларсу. Это будет еще один маршрут, хоть и не самый выгодный.
Тема железной дороги не нова, она периодически поднимается в ходе обсуждений в рамках российско-грузинского соглашения от 2011 года о торговых коридорах, которые должны заработать под мониторингом швейцарской компании SGS. Эти коридоры позволили бы Армении использовать Рокский тоннель или Абхазскую железную дорогу в качестве альтернативного Верхнему Ларсу маршрута. Однако уже много лет вопрос так и остается на уровне заявлений и намерений.
Тема вновь стала актуальной на фоне заявлений, сделанных в Абхазии. На днях абхазский парламент обратился в Госдуму России с заявлением о том, что республика готова на равноправных условиях участвовать в проекте по открытию железнодорожного сообщения между Россией и Арменией через Абхазию.
Эксперты в самой России уже охарактеризовали предложение как заманчивое, но нереальное в краткосрочной перспективе.
Что думают в Армении?
Глава Ассоциации транспортных экспедиторов Армении Егише Ованнисян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что под всей этой темой кроется сильный политический контекст. Он отметил, что Армения пользовалась этой дорогой в эпоху СССР, однако тогда по ней проходило 15% грузов, в основном дорога обслуживала пассажирские перевозки.
"Грузы шли из Краснодара, Северного Кавказа. Короче было через Абхазию, а вот через Азербайджан приходилось делать крюк", - сказал Ованнисян.
Он отметил, что железная дорога – одноколейная, кроме того, там тяжелые географические ландшафтные условия, и состав имеет ограничения по весу. Эксперт подчеркнул, что если из Армении отправится, например, эшелон из 25 вагонов, то там придется его разбирать, расформировывать и опускать по весу.
Ованнисян не представляет, как армянские грузы будут проходить этот отрезок. Кроме того, восстановление дороги обойдется приблизительно в 270 миллионов долларов. Эксперт задался вопросом, кто и на какие средства будет ремонтировать ее.
В свою очередь эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян также задался вопросом, откуда и кто будет финансировать реконструкцию дороги.
В беседе с корреспондентом Sputnik Армения он отметил, что предложение абхазской стороны необходимо рассматривать в региональном и внутриабхазском контексте. По словам эксперта, с одной стороны, в Абхазии новая власть, и заявления связаны с недавно утвержденной концепцией внешней политики. С другой стороны, это было сказано в контексте разблокировки транспортных коммуникаций, заявленной по итогам трехстороннего заявления по Карабаху от 9 ноября 2020 года.
"Перспектива кажется достаточно нереальной, так как наряду со всем этим протекают сложные внутриполитические процессы в самой Грузии, где также есть очень много сил, которые в контексте принципа территориальной целостности выступят против деблокады Абхазии и будут критиковать власти страны в случае положительного ответа на данное предложение", - сказал Меликян.
Усложняет вопрос требования Абхазии о признании ее переговорщиком за общим столом. Что касается экономического компонента, то, Меликян отметил, что на реконструкцию, восстановление или даже в некоторых участках строительство этих 190 километров нужны серьезные инвестиции.
"Кто будет вкладываться, когда это все окупится? Есть скептические ожидания того, что в случае восстановления железная дорога так же, как и путь Баку-Тбилиси-Карс, на сегодняшний день не сможет обеспечить свою максимальную загруженность и будет работать на минимуме", - сказал Меликян.
Наиболее выгодным для Армении в плане альтернативы КПП "Верхний Ларс" он считает возобновление перевозок через Транскавказскую магистраль, которая восстановлена. Маршрут через Осетию предпочтительнее из-за более комфортных климатических условий и рельефа.
А что думают в Грузии?
Мы отставили в сторону рассмотрение политического контекста со специалистами из Грузии и обсудили чисто технический аспект. Директор Центра исследования транспортного коридора Грузии Паата Цагареишвили в беседе с нами отметил, что из четырех заинтересованных сторон (Армения, Грузия, Россия, Абхазия) больше всего железная дорога нужна Абхазии.
"Больше всего заинтересована в запуске железной дороги Абхазия, на втором месте - Россия", - сказал Цагареишвили.
Он отметил, что России этот маршрут выгоден в контексте диверсификации путей для грузов, идущих из Индии через Иран. Цагареишвили отметил, что грузы из указанных стран поступают в Россию через Азербайджан, однако тут есть свои сложности. Москве важно диверсифицировать и иметь альтернативный коридор для грузов в Европу.
С запуском железной дороги товары из Индии через Иран, Армению, Грузию и Абхазию могут поступить в Россию по железной дороге.
Эксперт отметил, что меньше всех запуск ж/д интересен Армении и Грузии. Еревану он важен с точки зрения диверсификации единственного на этот момент действующего сухопутного маршрута через КПП "Верхний Ларс". Кроме того, Армения пользуется мультимодальным типом перевозки грузов, однако он дороже.
"Открытие железной дороги через Абхазию для Грузии будет важно в случае, если товаропоток, идущий из России в Центральную Азию через грузинскую территорию, будет не менее 5-8 миллионов тонн в год", - сказал Цагареишвили.
Однако он также задается вопросом, как и кто будет восстанавливать железную дорогу, которая обойдется сторонам от 200 до 250 миллионов долларов. А чтобы ж/д себя окупила ежегодно по ней должно проходить минимум 3 миллиона тонн грузов.