Небольшое село Неркин Хдзореск находится в Сюникской области Армении, юго-восточнее города Гориса – прямо на нынешней фактической границе с Азербайджаном.
Раньше Азербайджан отделяли от села Кашатагский и Гадрутский районы Нагорно-Карабахской Республики, сейчас азербайджанские военные стоят в зоне прямой видимости.
Теперь от села до азербайджанских позиций через ущелье напрямую несколько сотен метров. Домики, где расположились азербайджанские военнослужащие, видны из сельских окон невооруженным глазом. Хорошо заметно и передвижение их машин рядом с постом.
Сначала они установили палатки прямо над ущельем, где сейчас проходит фактическая граница, после чего привезли домики и расположили чуть подальше (причина скорее всего в том, чтобы защититься от ветров). Сами домики привезли, по словам жителей, из Ихшанадзора (Кашатагский район или Кубатлу) – они принадлежали работающим там армянам.
Сами жители точно не знают, где все-таки теперь начинается подконтрольная Азербайджану территория, даже спорят между собой по поводу того или иного холма.
Люди не сильно боятся за свою безопасность, хотя о полном спокойствии, конечно, говорить не приходится. Армянские солдаты рядом, но несколько позиций села отошли Азербайджану. Один из жителей говорит: если азербайджанцы "все время будут подходить на 100 метров вперед, то в конце концов, возьмут и само село".
Будущее села под угрозой
Жительница села Эрмине (она просит не фотографировать ее - ред.) рассказывает, что в селе с несколькими десятками домов земледелие и скотоводство являются единственным занятием.
"Неркин Хндзореск - это ворота Сюника. Мой брат сейчас вспахивает землю, хотим картошку посадить… А вон там были очень хорошие пахотные земли", - говорит она, показывая в сторону азербайджанцев.
На той стороне ущелья остались практически все пастбища. Люди не знают, что будут теперь делать со скотом - коровами и овцами. Кто-то уже выставил животных на продажу. Ведь скот - единственный источник заработка в Сюнике.
"Коров, которые стоят по 400-500 тысяч драмов, продают за 200 тысяч. А что делать", - говорит Эрмине.
Если ситуация не изменится, то люди начнут уезжать из села – им просто нечем будет заниматься. Сельчане говорят, что никому нет до них дела.
"Премьер не знал, что есть село Неркин Хдзореск. Когда он приехал в Хндзореск, то удивился: "а что есть и Неркин Хндзореск". Приезжал он в День Спарапета (12 сентября 2020 г. - ред). На проблемы села не обращают внимания. Что есть оно, что нет его. Только депутаты приезжают, наобещают и уезжают", - отметил Эрмине.
Новый губернатор тоже не был в селе. Сельчане шутят: может и он не знает о существовании сел.
Из Карабаха в Сюник
Что делать на селе сейчас? Этой проблемой озадачен и Армен Бадалян из карабахского села Гале Кашатагского района. Он с четырьмя своими несовершеннолетними детьми (5, 4, 2 и 1,5 лет) нашел приют в доме брата Эрмине. Успели взять только детскую одежду, все нажитое осталось азербайджанцам.
В Карабахе Армен занимался скотоводством, возделывал землю. Сейчас пасет чужой скот. "Я пастух, который ведет пастись скотину. Но я не знаю, где теперь наша территория, хотя бы какой-то забор был бы", - говорит Армен. Помимо проблемы пастбищ, еще велика угроза попасть в плен.
Семья Армена - не единственная из Карабаха. Все еще не решен самый главный вопрос - как и где им жить дальше.
"Через месяц мои дети останутся на улице. Возможности купить что-то на сегодня нет. Единственная просьба к государству – дать 4 детям крышу над головой и мы попробуем все начать с нуля", - рассказывает Армен.
Приехал на войну из России
В селе мы встретили и 21-летнего Мгера Давеяна. Сам он родом из Ширакской области. Когда началась война, был на заработках в России. В конце октября он приехал на родину, был призван как резервист и влился в отряд добровольцев из жителей села.
"Я не из этого села, но защищал его, поэтому невольно задумываюсь о его будущем. Если сейчас здесь проведут госграницу, то люди ничего не смогут поделать – будет нейтральная территория, колючая проволока, минные поля – люди не смогут держать скот", - говорит Мгер.
Молодой человек намерен вернуться в Россию - здесь нет работы. Если бы была возможность остаться, работать на родине, он был бы только рад.
Мгер возмущен тем, что "война фактически продолжается, а люди в столице воюют за кресло"...
Кстати сегодня же администрация сел Хндзореск и Неркин Хндзореск (входят в укрупненную общину) официально сообщила, что из-за перехода под контроль Азербайджана ряда территорий возникла острая проблема с пастбищами. Сельчанам рекомендуется следить за тем, на чьей территории пасется скот.
В результате войны под контроль Азербайджана отошли некоторые районы Нагорного Карабаха. Вслед за этим начался процесс уточнения границ Армении с Азербайджаном, что вызвало крайнее недовольство жителей приграничных населенных пунктов в Сюнике. Там начались акции протеста, граждане перекрывали дороги, требуя решить проблему границ и незаконной демаркации, лишающей их прав, домов и безопасности.
Особенно обострилась ситуация из-за участка дороги Капан-Горис, а также нескольких сел, в том числе, Чакатен, Давид Бек, Воротан и Шурнух.