За тот короткий промежуток времени, когда в Белом доме "править балом" стала администрация президента Джозефа Байдена, Тегеран и Тель-Авив уже успели обменяться несколькими жесткими заявлениями, суть которых предельно проста.
Обе стороны как минимум на словах готовы к вооруженному столкновению. А это значит, что тучи сгущаются не только (и не столько) над Персидским заливом, но и над Южным Кавказом…
Израиль для США - нечто большее, чем просто союзник и партнер
Острая и взрывоопасная ситуация в регионе складывается из множества пазлов. И результаты последней Карабахской войны являются отнюдь не второстепенным фактором в этой глобальной (никак не региональной) многоходовке, спланированной против Ирана внешними игроками. Одно лишь то, что в результате этой войны в регионе резко усилила свои позиции натовская Турция, свидетельствует о многом.
Особенно с учетом того, что именно после войны турецкая дипломатия вновь начала откровенно заигрывать с израильскими коллегами. Излишне даже говорить об угрозе северным границам Ирана в случае прямого выхода Израиля на "оперативные просторы" Южного Кавказа, если в Анкаре и Тель-Авиве найдут общий язык.
Подобный вариант вовсе не исключен, если учесть, как рьяно защищали эти акторы интересы Азербайджана во время войны в Карабахе. Тогда Тегеран решил отмолчаться, уступить Анкаре толику своего влияния на Баку. В Иране откровенно хотели отсидеться в расчете на приход Байдена, изначально обещавшего снять санкции и вернуться в рамки Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).
В итоге Иран действительно утерял серьезную долю своего влияния на северного соседа, так и не приобретя желанного дипломатического контакта с Вашингтоном, для которого Израиль в любом случае значит больше, чем такой союзник в ближневосточном регионе. Ведь на самом деле американцы со своими партнерами особо не церемонятся - что на Ближнем Востоке, что в Европе, что в Азии. Правда, не в том случае, когда речь идет об Израиле.
К этому своему союзнику и партнеру в Вашингтоне традиционно отношение нежное и трепетное. И если в Тель-Авиве на полном серьезе утверждают, что иранская "ядерная сделка", подписанная еще при президенте Бараке Обаме, невыгодна, а то и катастрофична для Израиля (а значит и для Соединенных Штатов), то к этому мнению в Белом доме обязательно прислушиваются, будь там хоть Трамп, хоть Байден.
И сейчас, когда американское руководство предупреждает своих коллег-израильтян, что Ирану осталось "всего ничего" в вопросе приобретения материалов для ядерного оружия, можно не сомневаться в одном - просто так США не только не вернутся в рамки СВПД, но и от санкций, наложенных при Трампе, не откажутся. Да хотя бы для того, чтобы не обидеть самого ближнего союзника и партнера.
Вашингтон вынуждает крутиться и выкручивать руки
Другое дело, что в сложившейся ситуации Вашингтону в любом случае придется хоть как-то выкручиваться. Ведь о возвращении США в рамки иранского "ядерного соглашения" в какой-то момент, особенно во время предвыборных баталий, Байден говорил, как о деле решенном. Равно как и о том, что санкции с Ирана будут снимать. Причем говорил об этом избирателям, американскому народу. И сейчас приходится как-то выкручиваться.
Видимо, поэтому, отвечая на вопрос журналиста о СВПД и иранских санкциях, действующий президент США пытался отмалчиваться, отвечал однозначными репликами, а то и вовсе просто кивал головой. Именно так он вел себя, в частности, когда делал по большому счету сенсационное заявление, что США не снимут санкции с Ирана, пока Тегеран не перестанет обогащать уран.
Подобное выражение позиции чревато чередой последствий, действительно способных резко обострить не только ситуацию между Ираном и США, но и вообще взорвать ситуацию вокруг иранской "ядерной сделки" и санкций, довести кризис до открытого военного противостояния как в Персидском заливе, так и в регионах Ближнего Востока и (почему бы нет) Южного Кавказа.
Ведь позиция Ирана известна изначально – США снимает санкции, возвращается в рамки СВПД, и тогда и иранцы тоже восстанавливают весь перечень обязательств, которые должны выполнять. Вплоть до отказа от того самого злосчастного "обогащения урана". Чисто морально на такую позицию иранцы действительно имеют право, ведь Соединенные Штаты сами в одностороннем порядке выходили из сделки.
А своим высказыванием о том, что США не снимут санкции, пока Иран не перестанет обогащать уран, Байден развязывает руки сразу нескольким акторам. В первую очередь - Тегерану, уже давно грозящему выслать из страны представителей МАГАТЭ, если американцы не снимут санкции, а во вторую - Израилю, который, как говорится, "под сурдинку" может и нанести ракетный удар. Ведь сказали же коллеги из Вашингтона, что до изготовления ядерной бомбы иранцам осталось всего лишь несколько недель.
Вот эти самые несколько недель и пройдут в пререканиях между Тегераном и Вашингтоном, в "выкручивании рук" на международных (скажем, ооновских) подмостках, во взаимных обвинениях и так далее. Будет ли сидеть Израиль сложа руки в ожидании, пока у его злейшего врага появится ядерное оружие? Конечно же, нет.
В преддверие войны вопросов больше, чем ответов
А ведь уже известно, что в Тель-Авиве на днях премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху встречался с главой израильского Минобороны Бени Ганцем, начальником Генштаба Армии обороны Израиля Авивом Кохави и должностными лицами из министерств обороны и финансов. Обсуждали возможность перевода как финансовых средств, так и вооруженного потенциала с аварийных баз безопасности для планирования военных операций против Ирана.
Причем все было настолько серьезно, что Иран даже обратился в ООН с письмом, в котором содержится требование, чтобы на открытую военную угрозу со стороны Израиля отреагировало мировое сообщество. В письме особое место уделялось речи Кохави, который жестко осудил в целом иранское "ядерное соглашение", предупредил американских партнеров, что возврата к СВПД 2015 года быть не может.
Если следовать логике дальнейшего развития событий, то можно делать определенные прогнозы. Иран отвечает Соединенным Штатам не менее жестко, вообще отказываясь от ядерного соглашения, которое не выполняют уже не только американцы, но и европейские подписанты – Германия, Британия, Франция. Да и Евросоюз, к которому Тегеран уже обращался с просьбой разработать механизм для возвращения США в рамки СВПД, ничего реального в этом плане не сделал.
В итоге иранцы продолжают обогащать уран для ядерных реакторов (да и для бомб, не исключено) до тех пор, пока, как говорится, "не рванет". Либо возникнет еще одно государство с собственным ядерным оружием, либо будет большая война, которую начнет Израиль.
Собственно Соединенные Штаты вроде бы остаются непричастными до тех пор, пока из Ирана не будет дан ответ на военный удар Израиля. Тогда и американцы будут вынуждены вмешаться всей мощью натовской военной машины.
И кто там у них стоит наготове - из числа участников Североатлантического альянса, у которого вторая по численности армия в НАТО? Уж не Турция ли, которая уже в буквальном смысле этого слова окопалась по ту сторону северных границ Ирана, на Южном Кавказе? И уж не с Турцией ли уже контактируют вовсю израильтяне, причем не только на уровне спецслужб? И не американцы ли сейчас в уме лихорадочно прокручивает варианты, как вернуть Анкару под контроль НАТО по правилам военного времени?