Сразу после того, как с 1 февраля стартовал пилотный проект «Путешествуй без COVID-19», в столичном аэропорту «Звартноц» начался ажиотаж.
ЦЕНЫ НА АВИАБИЛЕТЫ В РОССИЮ ВЗЛЕТЕЛИ до недосягаемых высот, что, впрочем, не остановило повышенный спрос на них. Уже в первые дни текущего месяца в нашем аэропорту наблюдалось большое скопление людей, желающих покинуть Армению. Власти страны (то с парламентской трибуны, то на заседании правительства) всю последнюю неделю пытались убедить, что не только оттока населения нет, но даже больше – желающих приехать в Армению становится все больше и больше.
Как в реалиях обстоит ситуация и каковы тенденции на будущее в контексте миграционных потоков, мы попытались выяснить в беседе с экспертом миграционной программы благотворительной организации «Армянский Каритас» Татевик БЕЖАНЯН.
Границы закрылись, намерения остались
- Начнем с того, что трудовая миграция уже стала своеобразной, пусть и неформальной, отраслью армянской экономики. В разные годы денежные переводы трудовых мигрантов из-за рубежа составляли около 12-22% ВВП нашей страны. Причем, согласно данным Центробанка, порядка 60% денежных трансфертов, осуществляемых физлицами, было переведено из России.
Основным направлением для наших трудовых мигрантов является Россия, куда направляется около 95% трудовых мигрантов из Армении. Речь идет о ежегодном обороте (приезжающих и уезжающих) примерно в 300-350 тыс. человек. При этом, согласно исследованиям, порядка 93% в общем эмиграционном потоке из Армении приходится именно на трудовых мигрантов. Однако пандемия коронавируса серьезно ударила по ним, учитывая то, что сезонные работы, как правило, начинаются в марте, именно в тот период, когда и были введены в 2020 году повсеместные ограничения и закрылись границы, в том числе и с Россией.
В результате, согласно данным Главного управления по вопросам миграции МВД РФ, если в первом полугодии 2019 г. в России было зарегистрировано 106 тыс. 604 граждан Армении, являющихся трудовыми мигрантами, то за тот же период 2020 года этот показатель снизился до 40 тыс. 691 человек. И это в том случае, когда в период с января по март прошлого года число зарегистрированных армянских граждан – трудовых мигрантов было больше, чем за тот же период 2019 года (40 тыс. 691 человек в 2020 году и 38 тыс. 947 человек – в 2019 г.).
- Значит ли это, что если бы не было ограничений, связанных с пандемией, количество трудовых мигрантов из Армении в прошлом году превысило бы показатель предыдущего года?
- Совершенно верно. Наметившиеся уже в первые месяцы 2020 года тенденции свидетельствовали как раз о росте этого показателя. Но с ведением ограничений в марте прошлого года, в том числе и в связи с закрытием границ, поток трудовых мигрантов из Армении в Россию остановился. Те же, кто успел уехать раньше или до этого находились в России, стали в подавляющем большинстве безработными в связи с приостановкой деятельности многих предприятий. Поэтому находящиеся в России армянские граждане начали искать способы вернуться домой. И до июля прошлого года мы имели довольно большой поток возвращающихся.
Но многие из них по-прежнему намеревались уехать, как только отроются границы. По крайней мере, опрос, проведенный среди трудовых мигрантов, показал, что каждый третий, если не второй, ждет именно того момента, когда вновь сумеет уехать, чтобы зарабатывать на жизнь себе и своей семье. Это на самом деле довольно большая цифра, свидетельствующая о том, что эти люди не смогли трудоустроиться у себя на родине.
Вместо господдержки – бремя новых кредитов
- А ведь правительство еще в конце весны прошлого года уверяло, что инициировало процесс вовлечения потенциальных трудовых мигрантов в строительные работы в Армении.
- По сути, это была единственная антикризисная программа правительства, в которую планировалось вовлечь трудовых мигрантов. Но она себя не оправдала, поскольку в сентябре 2020 года, когда были проанализированы первые показатели, выяснилось, что из зарегистрированных в этой программе трудовых мигрантов только 9,3% оказались вовлеченными в стройработы.
- Почему так мало?
- Причины были разные. Некоторые из трудовых мигрантов указывали на то, что строительные работы должны были вестись не в их регионе. Поэтому им не выгодно уезжать в другую область страны из-за того, что расходы превысят ожидаемый заработок. Другая часть отмечала, что зарплата низкая и не позволяет за счет этой работы содержать семью. Были и такие, кому отказывали работодатели, поскольку заранее спрашивали, собираются ли они снова уехать на заработки, и в случае положительного ответа не брали на работу, ссылаясь на то, что им нужны постоянные работники.
Были надежды, что в октябре эти цифры немного изменятся, учитывая то, что программа новая и должна войти в русло. Но тут началась война, и сегодня можно сказать, что эта программа было практически провалена, поскольку даже близко не подошла к тем результатам, которые изначально обещало правительство.
- А как насчет антикризисных программ в сфере сельского хозяйства? Помнится, и в этом направлении правительство запустило ряд проектов, к примеру, льготное кредитование, исходя из того, что сфера имеет огромный потенциал для создания новых рабочих мест и обеспечения самозанятости людей.
- Да, полагалось, что трудовые мигранты из сельских регионов, которые не смогли выехать на заработки (а в селах у нас большой процент сезонных работников), будут вовлечены в сельскохозяйственные работы, оставаясь у себя дома. Но вопрос в том, что сельхозработы у нас не реализовывались в полном объеме не потому, что людей физически не было в Армении, а по причине множества иных факторов: нехватка сельхозтехники, оросительной воды, удобрений и пр. А главное, - реализация полученной продукции. Помните, как в марте прошлого года в Гегаркунике люди не могли реализовать капусту даже по 10 драмов за килограмм и вынужденно выбрасывали тоннами. Нет абсолютно никакого госрегулирования в этом направлении. Сельхозсфере не дается заказ на то, в каком регионе и в каком объеме производить ту или иную продукцию, чтобы потом в соотношении количества и цены сельчане не терпели бы убытки при реализации.
Вместо того, чтобы решать в комплексе все эти вопросы и формировать реальные условия для развития сельского хозяйства, правительство налево и направо раздало сельчанам мелкие кредиты на общие нужды, которыми в том числе воспользовались и многие трудовые мигранты. Но правительству стоило бы быть честнее с собственными гражданами и не создавать ситуации, при которых эти люди теперь вынуждены будут уезжать на заработки, чтобы закрывать полученные кредиты.
Уезжающих на постоянное проживание станет больше
- Г-жа Бежанян, как вы считаете, будет ли наблюдаться в ближайшей перспективе отток населения из Армении? Или та активность, которая имеется в столичном аэропорту с момента открытия авиасообщения с Россией, является лишь следствием отложенного спроса со стороны тысяч наших трудовых мигрантов?
- На самом деле миграционные потоки связаны не только с поиском работы. Зачастую люди уезжают, даже имея хорошую работу. И происходит это тогда, когда они теряют веру в будущее своей страны и не видят перспектив ни для себя, ни для своих детей. С сожалением приходится говорить об этом, но уже с того момента, как было объявлено, что с первого февраля откроется авиасообщение для наших граждан, в некоторых школах родители буквально бросились к директорам с просьбой выдать им табели с оценками первого полугодия. Уже есть случаи, когда директора школ объявили, что вынуждены будут расформировать класс, поскольку из 15 учеников, к примеру, восемь уезжают.
У нас даже в период военных действий такого желания уехать у людей не было. Наоборот, если помните, в эти дни многие даже возвращались на родину. Проблемы начались после подписания премьер-министром Н.Пашиняном капитулянтского документа. Сложилась абсолютно непонятная ситуация, когда не знаешь, что произойдет завтра, на какие новые уступки пойдут власти, чего ждать вообще. То есть политическая обстановка в стране сейчас серьезным образом способствует оттоку населения.
На мой взгляд, в этом году у нас будет гораздо больше уезжающих на постоянное проживание в другие страны, нежели трудовых мигрантов. При этом у нас все последние годы было сбалансированным это соотношение. То есть из общего числа уезжающих из Армении половину составляли сезонные работники, а другую половину те, кто уезжал на постоянное проживание. Однако сейчас те вопросы с которыми к нам обращаются мигранты за консультацией, свидетельствует именно о том, что в текущем году этот баланс у нас изменится и, увы, вырастет в пользу уезжающих на постоянное проживание.