После победы во второй карабахской войне в Азербайджане разыгрался зверский аппетит. Эта страна вынашивает планы по предъявлению нашей стране исков в международные суды на миллиарды долларов, обосновывая их необходимостью возмещения упущенной прибыли от эксплуатации находившихся под контролем Нагорно-Карабахской Республики и Армении земель и объектов экономического назначения. Это алогично уже само по себе: Азербайджан в начале 1990-х сам развязал войну, потерпел в ней сокрушительное поражение и потерял определенные территории вместе с экономическими активами. Кто в этом виноват? Но странно и другое…
ВЛАСТИ АРМЕНИИ ХРАНЯТ НЕПОНЯТНОЕ МОЛЧАНИЕ по поводу того, что азербайджано-турецкий тандем на протяжении почти 30 лет незаконно, в обход ООН, ВТО и вообще любых международных норм и правил приличия осуществлял транспортно-коммуникационную блокаду Армении – небольшой страны, к тому же не имеющей выхода к морю. А блокада, как известно, это, согласно международным конвенциям, "акт войны". Так почему бы властям Армении не сосредоточиться наконец на этом вопросе, подняв в ответ на претензии Баку в международных инстанциях тему возмещения наших убытков от незаконной блокады? А их, между прочим, может оказаться никак не меньше, чем завтра потребуют от нас в качестве компенсаций.
Понятно, что двусторонняя блокада транспортно-логистических коммуникаций и наиболее оптимальных дорог для доставки армянских грузов во внешний мир обусловила и продиктовала совершенно иную парадигму развития экономики Армении. В частности, наша страна вынужденно лишилась возможностей развития тех сфер экономики, продукция которых в силу их крупных габаритов и относительной дешевизны была не в состоянии конкурировать на внешних рынках с аналогичной продукцией из-за дороговизны перевозки. А последнюю обусловила именно блокада, отрезавшая нашу страну от наиболее коротких и выгодных путей экспортных поставок.
В качестве примера можно привести целую отрасль неметаллических полезных ископаемых (о ней мы скоро поговорим отдельно), которая была вынуждена все последние 10-летия "вариться в собственном соку", не имея возможности развиваться за счет экспорта. А в условиях небольшого внутреннего рынка производство этой отрасли искусственно сдерживалось внешними ограничениями.
Казалось бы, полублокадное существование Армении должно было таким же образом сказаться и на отрасли металлических полезных ископаемых, но нюанс в том, что в случае опять же крупногабаритных металлических концентратов даже высокие транспортные издержки оправдывались в силу высоких цен на металлы относительно неметаллических полезных ископаемых.
Этим объясняется то обстоятельство, что экспорт некоторых неметаллических полезных ископаемых, если и осуществлялся, то в незначительных объемах – преимущественно в соседнюю Грузию и реже в ближние регионы России. Таким образом, долгая и дорогая дорога на внешние рынки серьезно сдерживала масштабные поставки в другие страны такой продукции, как разнообразные виды строительных камней (травертин, базальт, туф и др.), удобрений (бывший ванадзорский химкомбинат), соли (Аванский солекомбинат), а также имеющихся в наших недрах богатых запасов разнообразного сырья многоцелевого использования.
ИЗ ПОСЛЕДНЕГО НАИБОЛЕЕ ПОКАЗАТЕЛЕН пример армянского перлита, который по имеющимся объемам запасов (в основном в Арагацотнской области) и качеству уникален. Дело в том, что вздутие армянского перлита происходит при более низких, нежели в случае зарубежных аналогов, температурах и соответственно требует меньше энергии. Тем не менее, армянские компании, занимающиеся эксплуатацией перлитовых месторождений – в первую очередь, ОАО "Арагац-перлит" (также ООО "Хидден Голд" и ООО "Левада") – из-за приведенных выше причин больше простаивают, чем работают, хотя на самом высоком межгосударственном уровне, посредством армяно-российской экономической межправкомиссии, не раз предпринимались попытки наладить поставки перлита в Россию. Спрос в этой стране высок, но армянский перлит, отправленный в Россию, в результате оказывался по цене неконкурентоспособным перед аналогичной продукцией из Турции и Греции.
Таким образом, блокада недружественного альянса соседних стран на протяжении почти трех 10-летий нанесла экономике Армении колоссальный ущерб – более того, из-за искусственных ограничений ее развитие сдерживалось, не позволяя продвигаться естественным путем и во всех возможных направлениях. Почему бы властям не поднять сегодня эту выигрышную для Армении тему в противовес аппетитам и амбициям противников? Или мы так и будем плестись в хвосте их все возрастающих требований, в лучшем случае пытаясь хоть как-то купировать их. Вместо того, чтобы самим проводить проактивную политику…