После второй трехсторонней встречи в Кремле президентов России Владимира Путина, Азербайджана Ильхама Алиева и премьера Армении Никола Пашиняна из Турции в адрес России стали поступать предупредительные сигналы. Амбициозный Эрдоган, видимо, встревожен, поскольку Россия заняла по Карабахскому вопросу более выгодную позицию, и прибегает к провокациям.
ПОКА ВСЕ ОБСУЖДАЛИ РЕЗУЛЬТАТЫ ВСТРЕЧИ в Арцахе было зафиксировано нарушение трехстороннего соглашения. В результате прицельного выстрела был тяжело ранен 20-летний армянский военнослужащий.
Что так смутило высокомерного Эрдоганa, который и подтолкнул азербайджанскую сторону к выстрелу сразу после встречи? У Эрдогана явно есть претензии к России, которая завоевала себе позицию незаменимого мирного переговорщика. На приглашенной Путиным встрече Эрдогана обошли, давая понять, что это президент России диктует правила игры, а Турция идет в дело только тогда, когда это нужно России. Конечно же, карабахский рычаг Путин будет использовать против Турции в нужных ему ситуациях, когда понадобится применить серьезное давление.
А Турция, между прочим, не жалея усилий старалась накинуть удавку на регион, стать одним из главных игроков сложившейся ситуации, не скрывая намерения активно вмешиваться в нее и после окончания военных действий. Неспроста президент Азербайджана предлагал включить Турцию в круг переговорщиков по Карабаху. Но пока что эта перспектива не очевидна. Вдобавок главы государств в ходе переговоров решили разблокировать транспортные инфраструктуры, обсудив конкретные планы по дальнейшим совместным действиям. По итогам переговоров стало ясно, что реализацией проекта будет заниматься Россия, а Турцию даже не упомянули. Путин фактически заморозил роль Турции в инфраструктурных проектах, тем самым обозначив доминирование России.
До трехсторонней встречи Путин говорил с президентом Франции Макроном, т.е. Россия пытается нейтрализовать Анкару, предпочитая сотрудничество с Минской группой, ведь ей нужна международная лояльность для легитимизации своей миссии в регионе. В этом контексте турецкая реакция в виде выстрела имеет цель напомнить: относительный успех Москвы может быть подорван в любой момент.
ОЧЕВИДНО, ТУРЦИЯ ОСТАЛАСЬ ВНЕ ИГРЫ. И чтобы хоть как-то сбалансировать ситуацию и не оставлять в изоляции, бакинский агитпроп стал усердно тиражировать слухи о вероятности создания турецких военных баз на территории Азербайджана. Но в конце концов минобороны Азербайджана пришлось публично опровергнуть эту информацию, так как Москве такие упражнения не слишком нравятся.
Россия, по всей видимости, разочаровала Эрдогана настолько, что пришлось привлечь Мевлюта Чавушоглу, который на днях в интервью газете Sabah, отвечая на вопрос про слухи о количестве российских миротворцев, превышающем прописанное в трёхстороннем заявлении от 9-10 ноября, заявил: "По этому вопросу от Азербайджана не поступало жалоб. Главное это то, что разрешение на проезд по Лачинскому коридору дает Россия. Но это разрешение проезжающие должны получать от Азербайджана. Карабах — это земля Азербайджана. Даже если завтра у Карабаха будет какой-то статус, то это будет в границах Азербайджана. Поэтому без разрешения Азербайджана этого (проезд через Лачинский коридор) делать нельзя. Мы им сказали: "вы существуете как примирительные силы, у вас нет компетенции решать, кто может приезжать или уезжать через Лачинский коридор". Анкара на дипломатическом языке намекает Кремлю, что миротворчество дело - временное и только Азербайджан, то есть Турция, вправе решать судьбу региона, и Кремлю не стоит забывать: если что-то пойдет не так, Анкара вмешается. Тому подтверждением анонсированные совместные учения войск спецназа Азербайджана, Турции и Пакистана.
Скорее всего Анкара рассматривает возвращение 48 тыс. армянских беженцев в Карабах при активной поддержке России как ее стремление оккупировать регион и усматривает в этом далеко идущие планы Москвы.