"…В Китае воинскую службу проходит 1 человек из 600, в США – 1 из 450, в России – 1 из 150, а в Армении – 1 из 40", - высказанные в сентябре 2017 года тогдашним министром обороны РА Вигеном Саркисяном в ходе 6-го всеармянского форума Армения-Диаспора данные были призваны подчеркнуть актуальность выдвинутой военным руководством страны идеологии "Нация-Армия", ведь при указанном соотношении населения и военнослужащих так и так получается, что армия у нас вездесуща, и к ней имеет отношение практически каждая семья.
ОДНАКО ЭТО БЫЛА ВСЕГО ЛИШЬ ПРЕДПОСЫЛКА, и для полноценного внедрения указанной идеологии в нашу жизнь предстояло еще немало сделать. До "бархатной революции" Никола Пашиняна, считающего указанную идеологию милитаристской, оставались считанные месяцы…
Весьма любопытной тогда показалась и презентация Аветика Чалабяна – председателя совета Фонда цивилизационных исследований "АрАр" и российского партнера консалтинговой компании McKinsey&Company – на тему "Как мобилизовать национальный потенциал в сфере строительства вооруженных сил". Он еще 3 с лишним года назад подчеркивал, что нам не угнаться за Азербайджаном ни в гонке вооружений, ни по демографическим показателям. Если в 1990-х годах каждому армянскому воину противостояло в среднем 1,5 вражеских солдата, то далее это соотношение еще более изменилось, и не в нашу пользу – 1 к 4! Что же касается вооружений, то за счет нефти Азербайджан тратил на них в разы больше средств, чем Армения. Таким образом, выход был один: если мы не можем достичь с врагом паритета в огневой мощи, то наш огонь (наше оружие) должен быть высокоточным; если мы не в состоянии обеспечить с противником демографический баланс, то наш воин должен быть более искусным, более умелым и высокоспециализированным.
Кстати, со словами А.Чалабяна тогда перекликалось и выступление одного из наших опытнейших политиков новой формации и победного министра обороны Вазгена Манукяна, который, в частности, заметил, что, если бы мы в период национально-освободительной борьбы, так сказать, обменивались с противником исключительно автоматными очередями и применяли лишь обычное стрелковое вооружение, то мы бы несомненно проиграли. "Но у нас и тогда были военные технологии, инженерные разработки, которые применялись в бою. И позором было узнать после апреля 2016 года, что по некоторым этим направлениям наш противник обошел нас, но сейчас руководство Минобороны предпринимает эффективные усилия по выравниванию позиций", - сказал тогда В.Манукян. Но времени для этого уже практически не оставалось: очень скоро к власти придет клика, которая самым бездарным образом поменяет планы военного строительства в Армении.
КАК СТАНОВИТСЯ ЯСНО, ЕЩЕ В 2017 ГОДУ в руководстве нашей страны имелось четкое понимание предстоящих задач и путей их решения – в частности, указывалось на отставание армянских вооруженных сил в военных технологиях как на один из важнейших уроков 4-дневной апрельской войны 2016 года. Но вот что говорил после июльского обострения 2020 года на тавушской границе пашиняновский/соросовский министр высокотехнологической промышленности Акоп Аршакян: "В ходе боев была проверена эффективность не только беспилотников, но и других боевых систем армянского производства". А ранее он на своей странице в Facebook показал ход испытаний… армянских минометов.
Все было окей: в социальных сетях армянская армия готова была одерживать победы над любым противником. Наши БПЛА были готовы стаями налететь на врага, хотя демонстрируемый визуальный ряд "успехов" почему-то ограничивался обычными вооружениями – автоматами, минометами и патронами. Тем более, что, как бодро сообщало военное ведомство страны, "в ходе июльских боестолкновений в Тавуше подразделения ВС Армении подавили активность противника, уничтожив систему контроля БПЛА ВС Азербайджана и 13 беспилотников, а также выведя из строя танк и артиллерийские батареи".
Вот что не так давно говорил по поводу бесславно проигранной нами войны главный редактор информационного агентства "Регнум" Модест Колеров: "Понятно, что с противной стороны в большом количестве шли беспилотные аппараты, а человек уже 2 года занимается производством собственных беспилотников – имею в виду Пашиняна. Его целое Министерство высокотехнологической промышленности, которое он создал: для чего было, где были армянские беспилотники, где была радиоэлектронная борьба против них?".
По сути то, к чему армянские политики и военные специалисты призывали ровно за 3 года до начала второй войны за Карабах, сделал противник, а именно: при явном количественном превосходстве добился к тому же и качественного перевеса в вооружениях, поставив акцент на передовом высокоточном оружии и боевой подготовке способных эффективно его применять военных специалистов. Правительство Пашиняна, изобилующее дилетантами во всех сферах, включая военную, за 2,5 года своего правления так и не освоило простых истин, о которых прямо предупреждали его предшественники. А сегодня подсчитываем катастрофические убытки буквально во всех сферах жизнедеятельности государства…
Аты-баты – виноваты,
Аты-баты – марш ко сну!
И уходят спать солдаты,
Не защитившие страну.