Активная фаза армяно-азербайджанского конфликта завершилась 9 ноября 2020 года подписанием трехстороннего соглашения между Арменией, Россией и Азербайджаном, условия которого вызвали недовольство значительной части армянского общества. Уже на следующий день в Ереване гражданские активисты разгромили офисные помещения "Фонда Открытого общества – Армения" (ФОО-Армения), который является частью международной сети неправительственных организаций американского миллиардера Джорджа Сороса.
ОТЧУЖДЕНИЕ АЗЕРБАЙДЖАНОМ ЦЕЛОГО РЯДА ТЕРРИТОРИЙ стало возможным именно "благодаря" более чем 20-летней деятельности на территории Армении разветвленной сети подконтрольных Соросу НПО, а потому разгром ереванского филиала "Открытого общества" – отнюдь не акт вандализма, а лишь закономерный результат продолжительного и планомерного вмешательства во внутренние дела Армении.
Разрешение на осуществление деятельности в стране "Фонд Открытое общество" получил после того, как распад системы социального обеспечения советской эпохи вызвал серьезные экономические трудности в Армении, которая остро нуждалась в финансировании и реформировании. Именно тогда, в далеком 1997 году, бывший премьер-министр Армении Роберт Кочарян принял решение о допуске организации в страну. С момента образования ФОО-Армения Сорос потратил на армянскую "демократию" более 53 млн долларов, профинансировав деятельность более 200 НПО.
Результатом работы основных грантополучателей ФОО-Армения стали изменения, произошедшие весной 2018 г. Тогда в результате смены власти премьер-министром страны стал Никол Пашинян, а его партия "Мой шаг" получила парламентское большинство. В связи с тем, что Армения является парламентской республикой, в руках Пашиняна фактически оказались основные рычаги законодательной и исполнительной власти. Эти изменения стали возможны "благодаря" НПО, специализирующимся на создании нужной информационной повестки. Так, клуб журналистов "Аспарез" в 2017 г. был ярым сторонником реформирования избирательной системы, а уже в 2018 г. обеспечивал информационную поддержку партии Пашиняна во время выборов. На эти цели от фонда Сороса "Аспарез" только в 2017-2018 годах получил 120 тыс. долларов. Кроме того, данная НПО активно освещает деятельность организации "Сасна црер", ставшей после прихода к власти Пашиняна партией. Однако журналисты "Аспарез" умалчивают о преступной деятельности "Сасна црер": боевое крыло теперь уже партии хорошо известно регулярным попаданием в криминальные сводки, самое громкое из которых – участие в расстреле полицейских в 2016 году.
ЕЩЕ ОДНИМ ЗАЩИТНИКОМ ЦВЕТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ является грантополучатель ФОО-Армения "Объединение информированных граждан". Данная НПО постоянно осуществляла наблюдение за ходом проведения выборов в Армении, где выступала с позиции активного обличителя нарушений. Однако на парламентских выборах в декабре 2018 года организация не зафиксировала ни одного нарушения. При этом 11 других наблюдательных организаций неоднократно привлекали внимание общественности к грубым нарушениям и незаконному использованию Пашиняном административного ресурса. Подобная избирательность объясняется тем, что на подготовку пула подконтрольных журналистов и продвижение нужной информационной повестки в период с 2016 по 2018 год организация получила от Фонда Сороса порядка 220 тыс. долларов.
Наибольший урон силовому блоку Армении нанес Ванадзорский офис Хельсинской гражданской ассамблеи (ХГАВ), получивший в период с 2018 по 2020 год от ФОО-Армения порядка 380 тыс. долларов. Данная НПО в течение нескольких лет целенаправленно разрушала общественную репутацию армии и полиции. Организация провела целую серию семинаров и конференций по дискредитации силовых структур в глазах армянского общества, а также продвигала идею демилитаризации Армении, что впоследствии и привело к губительному снижению обороноспособности страны.
Помимо того, что ФОО-Армения открыто спонсирует организации, которые были уличены в деструктивной деятельности, направленной на дестабилизацию внутриполитической обстановки в Армении, соросовский фонд выступает трамплином для продвижения своих ставленников в высшие эшелоны власти. Так, Сос Аветисян, который отвечал в организации за развитие гражданского общества, стал депутатом парламента от партии Пашиняна "Мой шаг". Лена Назарян, являвшаяся координатором программ ФОО-Армения, на настоящий момент вице-спикер Национального Собрания. Еще целый ряд бывших сотрудников фонда просто получили министерские должности в правительстве Пашиняна. Среди них Араик Арутюнян – министр образования и науки, а также Артак Зейналян, ставший министром юстиции и др.
НЫНЕШНЕЕ РУКОВОДСТВО ФОО-АРМЕНИЯ АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЕТ свое положение для продвижения "нужных" кадров в силовые ведомства Армении. В частности, один из членов правления армянского филиала "Открытого общества" Давид Хачатрян, пользуясь влиянием фонда на правительство Армении, пролоббировал назначение на должность главы Специальной следственной службы своего брата Сасуна Хачатряна. Кроме того, бывший координатор избирательных программ Фонда Сороса Армен Григорян сразу после смены власти в 2018 году указом Пашиняна был назначен на должность секретаря Совета безопасности Армении.
О том, что цветная революция в Армении прошла по плану Сороса, свидетельствует и объем средств, которые он инвестирует в ФОО-Армения. Сразу после прихода к власти Пашиняна, бюджет фонда увеличился более чем на 800 тыс. долларов и составил 3,6 млн долларов в 2019 году. Через сеть подконтрольных НПО и правительство Пашиняна американский миллиардер оказал давление на официальный Ереван по вопросу признания Нагорного Карабаха, что в конечном итоге стало камнем преткновения при подписании соглашения 9 ноября и вылилось в потерю значительных территорий в противостоянии с Азербайджаном.
Таким образом, с 2018 года спонсоры действующей армянской власти в лице американского миллиардера Джорджа Сороса под видом благой помощи значительно расширили свое влияние в высших эшелонах власти в Армении, фактически получив контроль над принятием ключевых решений в стране. Действия команды Пашиняна способствовали усилению системного политического кризиса и экономического упадка, а отсутствие достаточного внимания к проблемам национальной армии стало решающим фактором, определившим поражение Еревана в войне с Баку.