Показное безразличие президента США Дональда Трампа к вопросу Карабаха в дни войны говорит о многом, а в подавляющем большинстве статей, опубликованных в американской прессе, чувствуется откровенная недосказанность…
Американская разведка "профукала" войну в Карабахе?
В экспертном сообществе Соединенных Штатов формируется весьма примечательная позиция относительно событий в Нагорном Карабахе. Случившееся на Южном Кавказе называют внешнеполитическим провалом администрации Трампа, поскольку американские аналитики считают основным результатом войны в Карабахе укрепление позиций России в регионе.
Кстати, помощник американского госсекретаря по военно-политическим вопросам Кларк Купер ранее заявил, что "там, где в данном случае есть российское присутствие, есть риск дестабилизации и, конечно, вызов всем государствам и сторонам, которые там участвуют". То есть высокопоставленный американский чиновник обеспокоен вызовами Анкаре и Тегерану, связанными с присутствием Москвы в зоне карабахского конфликта?
Экспертное сообщество США идет еще дальше, открыто обвиняя спецслужбы страны в провале. К примеру, авторитетный журнал The National Interest, который выпускается Центром национальных интересов (бывший "Никсоновский центр"), обвиняет разведку США в том, что она, мол, увлеклась президентскими выборами и "профукала" начало карабахской войны.
Еще одно обвинение предъявляется уже не абстрактным госструктурам, а конкретному чиновнику Госдепа – заместителю госсекретаря Стивену Бигану. Именно он в марте подписал с Баку договор, согласно которому США оказывают Азербайджану военную поддержку, а тот обязуется решить карабахский вопрос дипломатическим путем.
"Лгали ли Биган и Госдепартамент? Или их обманул Азербайджан? Почему посольство США в Баку застали врасплох?" – задается вопросом автор статьи, опубликованной в The National Interest.
Ведь после заключения этого договора Вашингтон существенно увеличил военную помощь Баку, что как раз могло спровоцировать агрессию Азербайджана в регионе. А это, в свою очередь, привело к вводу российских миротворцев в регион.
Но и это еще не все. Американская разведка не обратила должного внимания на переговоры между президентами России и Турции – Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Между тем, турецкий лидер, как считает автор статьи, пошел "на размен" зон влияния с российским коллегой: мол, Анкара уступила часть зоны влияния в Сирии (Идлиб) в обмен на совместное участие в работе миротворческого центра по Карабаху (функционирующего на территории Азербайджана).
Когда американские эксперты лукавят
Эта версия – от лукавого, поскольку сложно представить, чтобы Россия пошла на подобный обмен с Турцией, для которой вот уже целый век, как Южный Кавказ считается запретной зоной. Этот регион традиционно находится в зоне российского влияния и имеет серьезное значение для Москвы в геополитическом плане, поскольку это – ворота в Северный Кавказ.
Другое дело, что есть тема, которую американские аналитики тщательно обходят стороной. И связана она с участием натовского партнера США – Турции – в карабахских событиях.
А ведь главным (и весьма тревожным) результатом недавней войны следует считать отнюдь не ввод российских миротворцев: к ним-то мирное население Карабаха отнеслось весьма положительно (к России тут всегда относились позитивно). Главной проблемой для 150-тысячного населения Карабаха стало появление в здешних местах подразделений турецкой армии.
Взаимоотношения двух народов – армянского и турецкого – вписаны в историю кровавыми буквами. И без покаяния и признания факта Геноцида армян в Османской империи туркам в этом регионе делать нечего.
Наивно думать, что хоть кому-то в экспертном сообществе США этот фактор неизвестен. Но все равно, говоря об итогах недавней карабахской войны, американцы предпочитают вообще не говорить об участии Турции, а обращать внимание аудитории лишь на присутствие российских миротворцев в зоне конфликта. Звучат обвинения в адрес администрации Трампа в "сдаче" Москве этого важного геополитического региона.
Возможно, в скором времени, оправившись от перипетий достаточно сложной президентской гонки, политики в Вашингтоне, засучив рукава, возьмутся за дело. Попытаются, используя различные международные площадки, организовать серьезное давление на Россию, остановившую кровопролитие в регионе.
Байден не уступит "логистический куш"
Можно не сомневаться, что осуждать будут отнюдь не Турцию, с чьей подачи (и при помощи которой) Азербайджан развязал полуторамесячную кровавую войну в регионе. И раскручиваться будет вовсе не самая близкая к реальности версия, согласно которой Соединенные Штаты попросту не захотели вмешиваться в карабахскую бойню в надежде на то, что за очень короткое время именно Турция на "белом коне" въедет в Карабах и Южный Кавказ в целом.
А вот осуждать Трампа продолжат, хотя бы за то, что он попросту отмахнулся от проблемы, которую ему некстати "подсунули" в самый разгар предвыборной кампании. При этом будут тщательно замалчивать серьезные бизнес-интересы пока еще действующего американского президента, которые его связывают как с Анкарой, так и с Баку. И уж точно не осудят Азербайджан, который еще в марте этого года подписал документ, согласно которому обязался в обмен на щедрую военную помощь решать региональные проблемы "исключительно дипломатическим путем", а уже в сентябре начал широкомасштабные военные действия на всей протяженности линии соприкосновения в Карабахе. Если они и будут упоминать Анкару и Баку, то лишь для того, чтобы те активнее действовали наперекор российским миротворцам в Карабахе. Чтобы миротворческий контингент не чувствовал себя слишком вольготно в зоне конфликта.
Можно, конечно, допустить небольшое колебание внешнеполитического вектора США: если учесть интересы нового президента Джо Байдена, то можно предположить, что давление на Анкару и Баку в плане Карабаха только усилится. Тем более что в медийном пространстве США давно уже муссируются слухи об интересах и тесных контактах семьи Байдена с элитой Компартии Китая. А это значит, что регион для США не станет менее важным, ведь Китай планирует проложить "шелковый путь", а американцы вряд ли оставят такой лакомый кусок на откуп кому бы то ни было.