Угрожающая риторика президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана во время военного парада в Баку и историческая отсылка к Энверу-паше (одному из организаторов Геноцида армян в Османской империи – ред.) свидетельствуют лишь о том, что турецкий лидер в ярости. А территориальные претензии в адрес Армении из уст президента Азербайджана Ильхама Алиева говорят о том, что Баку удалось отнюдь не все, на что рассчитывали на Апшероне.
Хорошая мина при плохой игре
Бакинский военный парад, посвященный завершению военных действий в Карабахе, обернулся откровенным геополитическим и дипломатическим демаршем президента Азербайджана Ильхама Алиева. В своем выступлении он предъявил территориальные претензии к Республике Армения.
В частности, заявил о том, что Зангезур, Севан и Ереван – это "исторические земли азербайджанцев". Утверждал, что якобы азербайджанцев с этих земель выгнали 30 лет тому назад.
Здесь особое внимание следует обратить на то, что в выступлении азербайджанского лидера речь шла о территориях, которые находятся в рамках государственных границ Республики Армения – границ, признанных мировым сообществом.
Подобное вопиющее нарушение дипломатической этики следует расценивать как агрессию. Речь, конечно, пока не идет о том, что Азербайджан сейчас же направит свои Вооруженные Силы для захвата территорий суверенной Армении.
Но на фоне проблем, возникающих сплошь и рядом в процессе демаркации границы между Арменией и Азербайджаном, обязательно следует понимать и учитывать одно обстоятельство: агрессивное поведение и воинственная риторика Алиева должны подсказать и армянскому руководству, и мировому сообществу, что "головокружение от успехов" на карабахском фронте у азербайджанского президента – вещь опасная.
Тем более что так называемая "победа" в Карабахе обернулась совсем не тем, чего добивались президенты Азербайджана и Турции. Отобранные у армянского населения семь районов (тот самый "пояс безопасности") и Шуши с Гадрутом в геополитическом плане отнюдь не компенсировали тот факт, что на территории Карабаха появились российские миротворцы, которые обосновались тут, как минимум, на пять лет.
Тем более что по истечении этого срока перспектива пролонгации пребывания миротворческого контингента более чем вероятна. Так что Алиев с Эрдоганом, стоявшие на трибуне во время парада в Баку, скорее всего, вынуждены были делать хорошую мину при плохой игре.
Юпитер, ты сердишься – значит, ты не прав…
Агрессивная риторика, к которой прибегли что один, что другой президент, обусловлены, по всей видимости, именно тем обстоятельством, что, даже взорвав ситуацию на Южном Кавказе, ни Анкара, ни Баку, конечной цели так и не добились. Конечная цель на самом деле была одна – молниеносным ударом занять территорию Карабаха с перспективой дальнейшего выселения всего армянского населения. Делать это надо было в рекордно короткие сроки.
Согласно информации, которая в последнее время стала буквально просачиваться в медийное пространство, операцию по захвату Карабаха силами азербайджанских ВС, турецких спецназовцев и ближневосточных боевиков-наемников планировалось провести за 7-10 дней.
В Анкаре и в Баку рассчитывали на то, что за этот срок Москва не успеет сориентироваться. А потом уже, если бы она решила перебросить миротворческий контингент в Карабах, целиком контролируемый азербайджанцами, то это было бы уже на других условиях, схожих с сирийским сценарием. Скажем, на условии непосредственного участия турок в миротворческой операции. Не получилось.
За те самые 45 дней, в течение которых карабахская армия, находившаяся отнюдь не в лучшей форме, сдерживала рвущихся к Степанакерту солдат ВС Азербайджана и террористов, в Москве определились со своей позицией и перебросили миротворческий контингент. В Карабахе российские миротворцы появились, серьезно подготовившись: судить об этом можно хотя бы по обустройству фортификационных сооружений в Лачине.
"Мальчиками для битья" российские миротворцы уж точно не станут, и теперь Турция не сможет оказывать давление на Россию в регионе. Именно это, прежде всего, нервирует Эрдогана, который надеялся победоносно вступить в регион, который больше сотни лет был для турецкого солдата запретной зоной.
Угрожающая риторика турецкого президента во время бакинского военного парада, историческая отсылка к трагическим событиям 1915 года (упоминание имени Энвера-паши ничем иным объяснить нельзя) свидетельствуют о том, что Эрдоган рассержен. Ведь это же последнее дело – прибегать к угрозам на дипломатических подмостках.
"Безбашенность" не поможет
Как бы то ни было, из дипломатического демарша, устроенного двумя президентами, следует многое. К примеру, то, что ни Анкара, ни Баку не намерены останавливаться на достигнутом. За это в Брюсселе, Лондоне, Вашингтоне и Тель-Авиве по головке не погладят.
Ведь турки с азербайджанцами не смогли вытеснить Москву из региона, а наоборот, создали предпосылки для того, чтобы нога российского солдата (пусть и в качестве миротворца) ступила на землю Карабаха. Причем ступила законно, с соблюдением всех международных нормативов. И в этом, в первую очередь, следует искать ошибку, которую допустили Алиев с Эрдоганом.
С другой стороны, заново взрывать ситуацию в регионе не рискнут ни азербайджанский, ни даже турецкий лидер, известный своей импульсивностью, даже "безбашенностью" во всем, что касается применения военной силы. В итоге получается, что, сумев одержать верх над армянами в Карабахе, на геополитических подмостках Анкара с Баку понесли серьезное, чувствительное поражение.
Они дали России повод и возможность вступить в регион, который всем вышеперечисленным силам (там же еще и о НАТО идет речь) был необходим, как воздух. Необходим, поскольку они на полном серьезе рассчитывали на продолжение и расширение военных действий в регионе с привлечением не только России, но и Ирана.
Кстати, об Иране следует сказать особо. Именно Тегеран в самые острые, напряженные дни войны негативно высказался относительно изменения межгосударственных границ в регионе. Интересно, как же отреагирует иранское руководство на геополитический демарш Алиева, связанный с Зангезуром, Севаном и Ереваном? Так же интересно, как отреагирует на высказывание Эрдогана о том, что "если армянский народ сможет извлечь уроки из карабахской войны, то в регионе начнется новая эра"?
Создается впечатление, что лидеры Турции и Азербайджана, выступая с откровенно провокационными и агрессивными заявлениями на параде, добивались как раз еще большей дестабилизации ситуации в регионе.