Пока президент Республики Арцах Араик Арутюнян прилагает усилия к формированию власти национального согласия, а вторая по численности парламентская сила "Единая Родина" во главе с Самвелом Бабаяном настаивает на отставке президента, официальный Ереван не торопится сделать выбор между сторонами послевоенного конфликта.
ИЗВЕСТНО, ЧТО ГЕНЕРАЛ, ГЕРОЙ АРЦАХА БАБАЯН сразу после подписания документа о капитуляции покинул пост секретаря Совбеза. Он считает формирование власти национального согласия непродуктивной идеей и готовится предложить свои решения по выходу из кризиса. Злые языки утверждают, что агрессивная позиция Бабаяна продиктована тем, что после его отставки пост секретаря Совбеза по второму кругу занял генерал Виталий Баласанян.
Он выдвинул несколько условий. Они касались замены руководящего состава парламента. В Арцахе уже заговорили о том, что назначение Баласаняна может привести к изменениям в Конституции, по итогам которых секретарь Совбеза будет провозглашен главой государства. Так или иначе, а боевого генерала напрасно упрекают в том, что он, якобы, пошел на сговор с Арутюняном. На самом деле, в Арцахе нецелесообразно в данный момент требовать отставку президента, ибо в случае его отставки по Конституции придется проводить новые президентские выборы, а сегодня это отнюдь не самая главная задача для измученного войной народа…
Назначение Баласаняна многие расценили как поддержку действиям президента. На самом деле Баласанян поддержал не президента, а Арцах. Сегодня не время сводить политические счеты, искать виновных и бороться за власть. Ситуация требует незамедлительных мер по смягчению последствий капитуляции и потери территорий. Тысячи людей лишились домов и имущества. Этим людям, по большому счету, безразлично, кто поможет им обрести хотя бы временную крышу над головой, даст работу и возможность детям посещать школу.
Очевидно, что де-факто ситуацией в Арцахе руководит Баласанян. Напомню, что сразу после подписания премьером Пашиняном позорного заявления о капитуляции, 4 парламентские силы выступили с требованием отставки Арутюняна. Сторонники Бабаяна говорят о том, что в Арцахе, который утратил более 70% территории, назначение новых министров не поможет смягчить социальную ситуацию, вызванную большим количеством бездомных людей и парализованными инфраструктурами. Еще меньше смягчению ситуации будут способствовать внеочередные президентские выборы…
Капитуляция вызвала вопросы и к Бабаяну…
Вместо власти национального согласия Бабаян предложил сформировать Комитет спасения либо орган антикризисного управления, а его сторонники стали открыто говорить в СМИ, дескать, Баласанян пошел на сделку с властью, чтобы вернуть себе должность секретаря Совбеза. Арутюнян в свою очередь воспользовался имиджем боевого генерала, чтобы продлить свое пребывание в статусе президента.
МЕЖДУ ТЕМ ПОЗОРНАЯ КАПИТУЛЯЦИЯ ВЫЗВАЛА немало вопросов и к самому Бабаяну как к бывшему секретарю Совбеза. Уже известно о записи выступления генерала на заседании Совбеза, которое проходило за закрытыми дверями. Не станем углубляться в его содержание, ограничимся констатацией, что это выступление вызвало неоднозначную реакцию присутствующих и всех, кто уже успел познакомиться с содержанием рассекреченной записи.
Сегодня общественное мнение в Армении и Арцахе, мягко говоря, не на стороне Бабаяна. Многие не могут простить ему роль сопровождающего лица Анны Акопян во время ее пребывания на командном пункте (в бункере). Эти детали, напомню, предал огласке генерал Мовсес Акопян, который указал на неуместность пребывания жены Пашиняна на командном пункте, за что, спустя считанные часы, был отозван в Ереван и лишен права участвовать в командовании боевыми действиями. Сегодня Бабаян рассчитывает с опорой на Пашиняна прийти к власти в Арцахе, однако вряд ли у него что-то получится, Никол сам сегодня висит на волоске…
Арцаху не нужны потрясения и борьба за власть
Пашинян, даже при желании, не может отправить в отставку Арутюняна, ибо эта отставка только подогреет настроения в Ереване, и станет еще одним стимулом к его собственной отставке.
К ТОМУ ЖЕ, ПОВТОРЮСЬ, НАЗНАЧЕНИЕ БАЛАСАНЯНА УКРЕПИЛО позиции президента Арцаха в глазах военной элиты. Бабаян готовится выступить с дорожной картой безотлагательных мер, однако в определенных структурах Арцаха есть консенсус по поводу недопущения его прихода к власти. Борьба за власть в Арцахе сегодня не только неуместна, но и вредна, ибо содержит большие риски, которыми может воспользоваться противник, ставящий целью вернуть под свой протекторат всю территорию Арцаха…
Послевоенная ситуация в Арцахе такова, что о внеочередных президентских выборах речь пока идти не может с учетом огромного спектра проблем, которые следует решить незамедлительно, здесь и сейчас без оглядки на политические игры и личные амбиции. Баласанян пользуется большим авторитетом и поддержкой, де-факто он сегодня руководит той территорией, которая осталась от второй армянской республики, президенту Арутюняну отведена роль английской королевы. В течение года говорить о новых президентских выборах в Арцахе, по меньшей мере, нецелесообразно, еще менее целесообразной представляется борьба Бабаяна за власть, частью которой он был на протяжении всех 44 дней войны! Генерал покинул пост секретаря Совбеза сразу после подписания документа о капитуляции.
В Армении отставка Пашиняна не имеет альтернативы, без нее невозможно приступить к решению судьбоносных вопросов, связанных с будущим страны. В Арцахе ситуация другая, а потому назначение Баласаняна нельзя считать результатом политического сговора или сделки. Это вынужденная и рациональная мера послевоенного политического устройства, которая ускорит решение насущных задач. Арцаху сегодня не нужны потрясения и борьба за власть, нужна работа по выходу из гуманитарного и социально- экономического кризиса.
Говорить о том, что Баласанян пошел на сделку с Арутюняном, могут только те, кто не сознает всю сложность ситуации в Арцахе. Не важно, как называется руководящий орган, важно, чтобы после всех лишений, на пороге зимы люди имели крышу над головой и хоть какой-то прожиточный минимум, сегодня и это можно считать большим достижением…