На вопросы "Голоса Армении" отвечает шеф редактор Восточной редакции ИА REGNUM Станислав ТАРАСОВ.
- Станислав Николаевич, в Армении считают, что Армия Обороны Арцаха воевала против не азербайджанской, а турецкой армии.
- Я так не думаю. Интересно другое: все знали, что война неизбежна. Об этом говорили все. Россия после июльских событий пыталась усилить армянскую армию насколько это возможно. Я считаю, что в основном воевала азербайджанская армия. Да, у них были турецкие советники. Не исключаю и участие турецкого спецназа. Дело в том, что Анкара давно налаживала сотрудничество с Азербайджаном в самых разных сферах, включая оборонную, ее обозначение в этом регионе уже давно состоялось. Другое дело, что оно было актуализировано в период подготовки и проведения карабахской войны, в которой Турция выступила на стороне Баку в ситуации, когда, Анкара стала не просто «неудобным» союзником Брюсселя, а его соперником, и в перспективе смогла бы затянуть на этот путь и Азербайджан. Не случайно Турция пытается закрепить свое присутствие в Закавказье в качестве одного из участников карабахского урегулирования, но вместе с Россией. В идеале турецкому президенту Реджепу Тайипу Эрдогану хотелось бы создать в Закавказье опорную стратегическую «шахматную площадку» наряду с Сирией, Ливией, Восточным Средиземноморьем и Эгейским морем, чтобы хотя бы на одной из них одержать победу. Однако сценаристы турецкого генерального штаба, готовившие карабахскую войну и предполагавшие полный возврат под контроль Азербайджана утраченных районов, вряд ли думали, что сохранится урезанный карабахский анклав и там появятся российские миротворцы.
- Армянская сторона открыто говорит о своих жертвах. Как вы считаете какие людские потери у Азербайджана?
- Насколько я понимаю, армяне признают около трёх тысяч погибших. По нашим данным, у Азербайджана жертв в разы больше. Примерно один к четырём. Но не надо забывать, что турки использовали дармовую силу-боевиков. Были попытки использовать «Талибан».
- Какова вероятность того, что в Арцахе окажутся и турецкие войска?
- Наши отрицают такую вероятность. Но тут возникает вопрос: Шуши или Гадрут это Карабах или нет? Или, если турецкие войска будут дислоцированы в Агдаме? Многих деталей соглашения мы не знаем. Но одно ясно, что при всех раскладах Алиев настаивал на возврате Шуши. Лично мне кажется, что Армения согласилась на сохранение Лачинского коридора, а Шуши уступает.
- Вы не считаете, что Россия потеряла Азербайджан, и частично потеряла Армению?
- С самого начала карабахской войны Москва уделяла повышенное внимание развитию событий в этом регионе, отслеживая развитие ситуации на линии соприкосновения, тщательно фиксируя и анализируя все заявления, сделанные международными лидерами, заявления, сделанные «на высшем, на высоком уровне из различных стран мира». При этом на каком-то этапе началась подготовительная работа по подписанию соглашения по Карабаху. Как сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, было «много дней напряженной работы» и роль Путина в подписании соглашения «была ключевой». Он проводил телефонные разговоры с президентами Азербайджана и Армении, и «это длилось не один день». Возможно, когда-нибудь историки получат доступ к этим материалам, что позволит определить и отследить весь драматизм складывающейся ситуации на карабахской войне, где до самого последнего момента не прекращались ожесточенные бои. В этой связи возникает немало вопросов об обосновании конфликтующими сторонами условий подписание мирного соглашения.
Российские миротворцы находятся де-факто на территории Азербайджана. Если турки рвутся в Азербайджан, должна быть мотивация. Когда был карабахский конфликт, турки могли объяснить своё присутствие потенциальной угрозой Азербайджану. На этот момент такая угроза отсутствует. Другой вопрос - иранское направление гегемонистских стремлений Эрдогана. Москва на этом этапе не будет инициировать обсуждение статуса Карабаха. Этот процесс может быть запущен в формате Минской группы ОБСЕ, но это ничего не даст.
Мы в Азербайджане присутствуем, турки, по всей вероятности, тоже будут присутствовать. При опасности для северных провинций Ирана Россия, по всей вероятности, будет помогать Ирану. Надо иметь в виду, что Иран единственное государство, которое выразило обеспокоенность по поводу изменения географии региона. Иран изначально был против российских миротворцев. Он считал, что должно быть присутствие миротворцев России, Ирана и Турции. А теперь полностью поддерживает Россию.
- То есть в какой-то ситуации российские миротворцы вынуждены будут спуститься к Араксу?
- Совершенно правильный вопрос: я не считаю, что последнее соглашение вечное или постоянное. Оно будет меняется. Как бы то ни было, геополитическая ситуация в Закавказье меняется принципиальным образом, и вторжение Турции в геополитику Кавказа так, как это сделала Москва, вступая в сирийскую войну в 2015 году, не состоялось. Тем не менее, Анкара не считает, что у нее сужено пространство для регионального маневра, хотя Азербайджан получил значительную часть того, чего хотел, но «частью этой цены стало увеличение, а не уменьшение российского влияния внутри его границ». При этом на данном этапе вопрос будущего статуса Нагорного Карабаха не первичен, и где-то здесь кроется непубличная логика развития событий. Потенциально Турция может залезть уже в зону интересов Ирана, где открывается «окно возможностей» и может начаться сложный танец в треугольнике Анкара — Баку — Тегеран. Оно указывает на подъем патриотического движения в Иранском Азербайджане в момент карабахской войны, и то, что «появился фактор угрозы Ирану на всем протяжении его северной границы». Иран больше не имеет границы с Нагорным Карабахом. Сможет ли президент Ирана Хасан Рухани разыграть партию в треугольнике с Эрдоганом и Алиевым так, как это удалось Путину?
- По поводу падения Шуши ходят разные слухи.
- Военные в Москве считают, что у армян были ресурсы удержать город, и считают, что Шуши сдали.
- Многие эксперты считают, что Алиев сыграл свою партию филигранно и смог вовремя остановиться , не испортив отношения с Москвой.
- Он использовал турецкий политический и военный ресурс в своих интересах для решения главной задачи: возвращения под свой контроль утерянных районов в Карабахе. Когда же встал вопрос об изгнании армян из Карабаха вообще, он остановился перед «красной чертой», начав диалог с Москвой о мирном соглашении, приняв ее позицию о вводе в оставшуюся под контролем Армении часть Нагорного Карабаха российского миротворческого контингента, нейтрализующего во многом турецкое военное влияние в регионе. Такой маневр в Анкаре, конечно, заметили. В этой связи депутат парламента Турции Озтюрк Йылмаз заявил, что в «мирном трехстороннем соглашении о прекращении войны в Карабахе есть пункты, говорящие о победе Азербайджана, но не получено того, на что изначально рассчитывали в Баку и в Анкаре». Парадокс в том, что Турция, которая пока еще считает себя покровителем Азербайджана и открыто встала в ходе конфликта на сторону Баку, может в перспективе оказаться под покровительством Азербайджана, который объективно является центром глобального тюркизма. Кстати, большевики, реализовывавшие в начале 1920-х годов проект создания Тюркской советской конфедеративной республики с участием кемалистской Турции и Азербайджана, именно Баку, а не Анкару считали «центром Турана».
-Можно ли считать, что "карабахский конфликт" не исчерпан?
- Интригующими выглядят заявления некоторых экспертов о том, что нынешнее соглашение о прекращении войны между Азербайджаном и Арменией является для конфликтующих сторон своеобразным кавказским «Брестским миром», а в будущем границы Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении могут быть иными, если иметь в виду турбулентную геополитику, надвигающуюся с Ближнего Востока на Закавказье. Очевидно, это остудило воинственный пыл стратегов в Баку и Анкаре, которые не скрывали своих планов дальнейшего наступления на Степанакерт и далее вплоть до выхода на границу с Арменией. Да и Россия действует фундаментально, определяя срок пребывания своего миротворческого контингента в Нагорном Карабахе на пять лет с автоматическим продлением на очередные пятилетние периоды, если ни одна из сторон не заявит за полгода до истечения срока