По дороге в Карабах и в самом Горисе колонна российских миротворцев, которая согласно трехстороннему заявлению должна обеспечивать прекращение огня в зоне конфликта, останавливалась несколько раз. Российские военные покупали в местных магазинах табак, воду. Разговаривали с местными жителями и объясняли свою миссию в Карабахе. Вслед за ними по этому маршруту проехался обозреватель Sputnik Армения и пообщался с теми, кто первым встретил российский миротворческий контингент.
Отныне логистика в Сюнике важна не только для Еревана, но и для Москвы
Путь из ереванского аэропорта "Эребуни" до Карабаха неблизкий, километров 350. Жителям придорожных сел было интересно посмотреть на "диковинку". Ведь контингент российской военной базы расположен на севере Армении, в Гюмри. Там русский солдат привычен для глаза. Да, и в Ереване расположена российская авиагруппа, есть российская воинская часть.
А в южной части страны, в Сюнике, русских увидишь не так часто. Разве что пограничников, несущих службу на юге, в Мегри. Там есть небольшой участок (порядка 45 километров) армяно-иранской границы, которую охраняют российские погранвойска.
Уже понятно, что отныне российские солдаты из миротворческого контингента, расквартированного в Карабахе, будут здесь частыми гостями. Отныне логистика через Горис, да и весь сюникский регион, приобретает очень важное значение не только для Еревана, но и для Москвы. 1960 российских военнослужащих-миротворцев – это немало, а их снабжение будет обеспечиваться в основном по этой трассе.
Понимают это все, и местные жители – в первую очередь. Именно поэтому сюникцам весьма интересно понять, кто в регион (возможно, на продолжительное время) явился в гости. Пообщаться с российскими миротворцами хотели все.
Почему так поздно приехали налаживать мир?
— Были симпатичные, высокие светловолосые мальчики, – рассказывает продавщица небольшой торговой точки, расположенной за несколько километров до въезда в Горис. В палатке продаются соки и вода, сладости, выпечка и само собой сигареты.
— Очень вежливые были мальчики, лет 25-30-и, - продолжает рассказывать продавщица. – Я спросила, в Карабах едете? Они ответили, что да. Рассказали, что они миротворцы, которые будут жить на военной базе в Степанакерте. Обещали всегда, когда будут проезжать, только у меня покупать сигареты и воду.
Женщина, по ее словам, также спросила: почему так поздно приехали устанавливать мир в Карабахе, ведь за этот месяц столько молодых парней погибло, а еще больше раненых в госпиталях лежат?..
— Они посочувствовали мне и всем сельчанам, которые подошли. Сказали, что они солдаты, и выдвинулись сразу же, как получили приказ от начальства. Там политикам и руководству следовало пораньше принять решение, чтобы не было жертв… В общем, очень хорошие, культурные, умные мальчики были, – завершила свой рассказ пожилая продавщица.
Сказали, что они и их солдаты сделают все возможное...
В самом Горисе колонна останавливалась подольше – видимо, обедали. Несколько автомобилей выстроились на мостике вдоль трассы на перекрестке, где одна дорога ведет из Еревана, другая — выходит на Капан – Мегри, а третья — на Бердзор (Лачин) и Степанакерт. Солдаты-контрактники и офицеры снова разошлись по небольшим коммерческим объектам.
— Ко мне заглянули двое, - рассказывает старик, сидящий за прилавком в небольшом кафе прямо на перекрестке. - Не очень-то в званиях разбираюсь, но, видимо, были офицеры. Очень вежливо поздоровались, обращались уважительно, меня называли "отец". Совсем как наши солдаты, когда говорят "айрик". К сожалению, мог им предложить только пиво и воды с кофе – кухни у меня нет. Обещали в следующий раз обязательно попить со мной кофе, поговорить, а сейчас им только поесть хотелось, мол, целый день в дороге. А еще обещали как-нибудь, когда будет выходной, приехать – Степанакерт же недалеко – специально пива со мной попить. Я им показал вон то кафе, где подают хорошие шашлыки, ну они и пошли туда.
Владелец кафе добавил, что потом, когда они уже уезжали, специально зашли, купили воды в дорогу, попрощались и повторили обещание – обязательно приехать и пообщаться.
— Ну и я им, в напутствие, сказал, чтобы там, в Карабахе, за ситуацией следили повнимательнее. Чтобы не обижали карабахцев, им и так тяжело пришлось за эти полтора месяца. Многие семьи остались без отцов, сыновей… Пообещали… И, знаете, я им верю. Хорошие были парни. Сказал, что они и их солдаты сделают все возможное, чтобы там наладилась нормальная жизнь…
Словом, первый контакт российских миротворцев с армянским населением состоялся. Как говорится, остались друг другом довольны. И уже очевидно, что население южных районов Армении понимает важность миротворцев для сохранения мира и обеспечения безопасной жизни.
…А еще, судя по рассказам местных жителей, среди контингента соблюдается железная армейская дисциплина. Всё четко, по приказу. Каждый солдат знает свое место в колонне. Автомобили движутся в режиме марш-броска. Личный состав, бронетехнику и автомобили перебрасывают в Степанакерт максимально быстро.
Напомним, главы России, Армении и Азербайджана - Владимир Путин, Никол Пашинян и Ильхам Алиев, приняли совместное заявление о прекращении огня в Карабахе. Согласно заявлению, озвученному президентом РФ, полное прекращение огня в Нагорном Карабахе вступило в силу с 10 ноября. Армянская сторона согласилась на целый ряд территориальных уступок. Для контроля за прекращением огня и военных действий, в зоне нагорно-карабахского конфликта развертывается миротворческий контингент Российской Федерации в количестве 1960 военнослужащих, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники. Решение вызвало шквал критики в Армении, где некоторые слои общества обвиняют власть в предательстве национальных интересов.