Недавнее заявление замминистра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна о том, что одна из пяти стран - постоянных членов Совета безопасности ООН заблокировала принятие единого решения по Карабаху, в какой-то момент может стать весьма резонансным.
Речь идет о том самом решении, согласно которому было необходимо незамедлительно прекратить военные действия по всему периметру карабахско-азербайджанской линии противостояния, не допустить вмешательства третьих стран и исключить переброску в регион боевиков-наемников.
На единогласное решение в виде резолюции подобного формата надеялись практически все страны, заинтересованные в прекращении огня. И изначально могло показаться нонсенсом, что одна из стран, постоянных членов СБ, этот документ заблокирует.
Однако получается так, что совместная резолюция, которая заранее была согласована всеми тремя сопредседателями Минской группы ОБСЕ (РФ, Франция, США), являющимися также постоянными членами СБ ООН, в итоге была заблокирована. Вместо этого, как охарактеризовал ситуацию сам замминистра Кочарян, мир "выслушал непонятные формулировки всего лишь с призывом к прекращению огня".
И ни слова ни о наемниках, ни о вмешательстве третьих стран после проведенного за закрытыми дверями совещания мы так и не дождались. Всего лишь беззубое заявление Совета безопасности ООН, которое никак не повлияло на ситуацию в регионе. Боевые действия в Карабахе продолжались и после заседания, и до сих пор идут с весьма высокой интенсивностью.
Между тем совместная резолюция, с которой явились на совещание страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, представляла собою, как сказал Шаварш Кочарян, "очень сбалансированный подход, который должен был быть озвучен по итогам обсуждений председателем, на тот момент представителем России".
Сопредседатели МГ ОБСЕ действительно надеялись при помощи подобной резолюции как минимум остановить кровопролитие и усадить конфликтующие стороны за стол переговоров. Не получилось, поскольку, оказывается, один из постоянных членов СБ ООН целенаправленно сорвал принятие эффективной резолюции. Какая из этих пяти стран (Китай, Россия, США, Британия и Франция) заблокировала резолюцию, которая могла остановить кровопролитие в Карабахе, Кочарян не сказал.
Заведующий кафедрой иранистики ЕрГУ, востоковед Вардан Восканян, комментируя заявление заместителя главы армянского внешнеполитического ведомства Шаварша Кочаряна, отметил, что резолюцию заблокировала Британия.
"Это достаточно легко определить, судя по информации, поступающей из разных источников, равно как и публикующейся на масс-медийном поле" - утверждает Восканян.
Позиция Британии объясняется легко, считает эксперт. У Соединенного Королевства есть весьма серьезные интересы в Азербайджане. В первую очередь связаны они с энергоносителями, поставляемыми нашим восточным соседом на европейский рынок. Но и это еще не все. Следует помнить, что недавно руководителем Секретной разведывательной службы МИД Великобритании MI6 был назначен бывший посол этой страны в Турции Ричард Мур.
Это назначение в свое время наделало много шума на международной политической арене в первую очередь потому, что господин Мур является ближайшим другом турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана. И сейчас, утверждает Восканян, после брексита официальный Лондон прилагает колоссальные усилия, чтобы держать Анкару в зоне своего влияния. Видимо, рассчитывает на то, что посредством Турции будет контролировать потоки энергоносителей, поступающие в Европу.
Ну а дальше даже гадать не стоит. Именно для того, чтобы не завязать руки турецкого лидера Эрдогана в карабахском конфликте, Британия блокирует принятие резолюции, которую разработали и согласовали сопредседатели Минской группы, чтобы пресечь также переброску наемников-террористов в регион Южного Кавказа.
Кроме того, именно Турции было бы невыгодно принятие резолюции СБ ООН, которая запретила бы "третьим странам" вмешиваться в карабахское противостояние. Анкара и так приложила много усилий, чтобы сорвать хотя бы временное гуманитарное прекращение огня.
А подобная резолюция высшей структуры ООН мешала бы турецким интересам и противоречила бы активной позиции Анкары в карабахском урегулировании в интересах одной из конфликтующих сторон (Азербайджана).
Понятно, что поскольку вся эта процедура проходила за закрытыми дверями СБ ООН, то дипломатические структуры не могли быть привлечены в процесс противодействия подобной, откровенно антигуманистической позиции самой Британии.
Однако могут быть задействованы другие международные механизмы, утверждает Вардан Восканян. Это интеллигенция, научные круги, общественные организации, лидеры различных стран, пользующиеся авторитетом на международной арене и так далее.