По сути своей подобная тенденция неплоха. Однако в реальности все выглядит гораздо сложнее. Создается такое впечатление, что сверхдержавы и крупные игроки разыгрывают партию в геополитический покер. Только вот бои в Карабахе продолжаются, а люди гибнут…
Турецкая авантюра
На самом деле очевидно, что мирная инициатива Москвы, которая больше всех заинтересована в ослаблении остроты ситуации в зоне карабахского конфликта, сейчас откровенно буксует из-за внешнего вмешательства Анкары. Удивляться этому не стоит. Не потому турецкая дипломатия приложила так много усилий, откровенно соблазнив Азербайджан на карабахскую кровопролитную военную авантюру, чтобы потом так легко сдать Кремлю инициативу на политических подмостках.
Ведь по большому счету все понимают, что если договоренность о временном перемирии сработает, то это будут серьезные очки в копилку именно российской дипломатии (соответственно – в ущерб Турции). И это станет еще одним подтверждением почти единоличного влияния РФ в регионе.
Однако подобный расклад вовсе не устраивает, в первую очередь, именно Анкару. Ведь в этом случае она вновь остается "за бортом" намечающегося после военных действий переговорного процесса по Карабаху, на что Эрдоган ну никак не рассчитывал. Ему нужно резкое усиление политического влияния как на Азербайджан, так и вообще в регионе. На это и устремлены помыслы турецкого лидера.
Именно эту задачу и решал Эрдоган, втягивая своего азербайджанского коллегу в эту продолжительную и кровопролитную авантюру по всему периметру границ непризнанной, но, тем не менее, существующей Нагорно-Карабахской Республики. А отнюдь не переживал за своего "младшего брата", 30 лет назад потерявшего территории.
Эту свою игру, поначалу тайно, Анкара начала давно. По ходу все время отрицала, что принимает прямое участие в действиях Баку. Мол, готова помочь – и все. Однако сейчас, когда вдруг возникла опасность, что временное перемирие, с идеей которого выступил российский президент Путин, вдруг "заработает", турецкой дипломатии пришлось выступить уже "с открытым забралом".
Началось все с заявления представителя турецкого президента Ибрагима Калына о том, что "поскольку Россия находится на стороне Армении, а мы, Турция, поддерживаем Азербайджан, давайте встретимся вчетвером, чтобы обсудить решение этих проблем". Подобным заявлением Анкара приподняла завесу над своими истинными целями. Очень хочется туркам сесть за стол переговоров по Карабаху в качестве одного из полноправных сторон.
"Дипломатические шишки"
В своем заявлении Калын, конечно, целенаправленно передергивает факты, представляет реалии так, как это выгодно именно турецкой дипломатии. А конкретно, когда говорит, что: "Россия находится на стороне Армении", то откровенно врет (Москва соблюдает паритет, как посредник в конфликте - ред). Но это не ошибка, возникающая, скажем, от незнания каких-то конкретных дипломатических нормативов. Турецкий дипломат лжет сознательно, предъявляя мировому сообществу ситуацию в том свете, которая выгодна именно Турции.
Баку будет отнюдь не выгодно строить свою позицию за переговорным столом, исходя из таких реалий, что Россия защищает интересы Армении. К откровенному клинчу с российской дипломатией азербайджанцы ничуть не готовы. И, кстати, подобную "подставу" для своего младшего брата Анкара устраивает не впервой.
Если к этому обстоятельству добавить наличие Ирана, который тоже (и это очевидно) весьма негативно отреагирует на появление Турции за столом переговоров по Карабаху, да и вообще на региональном геополитическом плацдарме, то следует понимать, в какой сложной ситуации в итоге рискует оказаться Баку стараниями "старшего брата".
Сейчас, когда на Турцию уже начинают сыпаться все "дипломатические шишки" со стороны международного сообщества, обвиняющего Анкару в преднамеренном срыве московских гуманитарных договоренностей по временному перемирию, Азербайджану, как минимум, должно быть неуютно. Ведь одно дело воевать с армянской дипломатией, и другое, например, с французской. И заявление Алиева о том, что отныне Франция подходит к ситуации "взвешенно" не вызывает особого доверия.
Тем более на фоне заявления Парижа о попытке срыва Анкарой московских договоренностей. "Я констатирую, что сегодня Турция является единственной страной, которая не призывает к их соблюдению. И это губительно", - говорит руководитель французского внешнеполитического ведомства Жан-Ив Ле Дриан в присутствие своих коллег из Германии и Польши.
И даже если европейская дипломатия принимает в расчет заявление президента Азербайджана Алиева о том, что "Турция никак не участвует в процессе, за исключением политической плоскости, здесь нет турецких войск", но ведь в итоге получается так, что Баку целенаправленно торпедирует московские договоренности о хотя бы временном перемирии, именно с подачи Анкары.
Москва не допустит Анкару на порог региона
А ведь еще можно вспомнить о том, что турецкий парламент намеревался обсудить вопрос ввода войск на карабахскую территорию. Однако решили, что "Азербайджан и сам неплохо справляется". А еще следует вспомнить уже откровенную игру на повышение, с которой вчера выступил Эрдоган, связываясь по телефону с президентом Российской Федерации Путиным.
С начала военных действий в Карабахе президенты России и Турции не связывались. И цель турецкого лидера сейчас была очевидна и прозрачна. Необходимо, чтобы на мирные инициативы Путина Азербайджан согласился тогда, когда его об этом попросит Турция. Таким образом, тандем Анкара-Баку пытается обойти требование Еревана об исключении участия Турции в переговорном процессе по Карабаху. Ведь тогда получится, что Анкара оказалась вовлечена в какие-то мирные (следовательно, переговорные) инициативы.
Однако в данном случае, сколь бы изощренным политиком не являлся Эрдоган, сыграть он пытается партию с соперником, который на несколько порядков сильнее него. Путин не обращался к своему турецкому коллеге с предложением повлиять на Баку по поводу временного перемирия.
Судя по коммюнике, распространенному Кремлем, дело было так: "Подчеркнута настоятельная необходимость солидарных усилий с целью скорейшего прекращения кровопролития и перехода к мирному урегулированию карабахской проблемы. Высказана надежда, что Турция как член Минской группы ОБСЕ внесет конструктивный вклад в деэскалацию конфликта".
То есть ситуация такова: Турция - лишь член Минской группы ОБСЕ (отнюдь не один из сопредседателей). И дорога Анкаре туда категорически заказана. Об этом в последнее время российская дипломатия говорила с завидным постоянством, поскольку не может сидеть за переговорным столом страна, которая поддерживает одну из сторон конфликта. А Турция всегда громогласно заявляла, что поддерживает именно одну из сторон – Азербайджан. Именно поэтому в московском договоре о гуманитарном перемирии Турция не упомянута.
Оттого и нервничают и в Баку, и в Анкаре. Рвет и мечет Алиев, говоря: "мы сделаем все зависящее от нас, чтобы Турция и потом присутствовала, так как без ее участия этот вопрос не решится". Только все это от лукавого, поскольку Москва не допустит Анкару ни на порог региона, ни в переговорный процесс по Карабаху. Не говоря уж о Ереване и армянской дипломатии. Но это – другая история…